Фильмы, которые надо смотреть. «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо (1959)

Les quatre cents coups (1)«Четыреста  ударов» - первый полнометражный и самый  удачный фильм Франсуа Трюффо. Надо сказать, что режиссеру на момент выхода картины было всего 27 лет. Картина сразу же получила главный приз Каннского кинофестиваля и даже была номинирована на «Оскар» за лучший сценарий.

Имя Трюффо почти всегда ставят рядом с именем его коллеги Жан-Люка Годара, а фильм «400 ударов» - с годаровским «На последнем дыхании», к сценарию которого приложил руку и Трюффо. Эти два фильма и эти два режиссера стояли у истоков французской «новой волны», но в дальнейшем пошли разными путями, вырабатывая каждый свой неповторимый кинематографический почерк. И, по сути, «400 ударов» ближе скорее итальянскому неореализму (которым вдохновлялся Трюффо), чем напряженному психологизму и модернизму нахлынувшей «новой волны».

Еще будучи критиком журнала «Кинематографические тетради», Трюффо сформулировал на его страницах принципы авторского кино, которые и легли затем в основу философии «новой волны». Позже, став режиссером, он воплотил свою теорию в жизнь. «Стреляйте в пианиста», «Жюль и Джим», совместная с Годаром короткометражка «Истоия воды», новелла «Антуан и Колетт» и, конечно, дебютный «400 ударов» - вот наиболее яркие представители того, как Трюффо понимал кинематограф.

Конечно, сегодня  мы не чувствуем всего новаторства  этого кино, а смотрим его как  старое доброе ретро, но для своего времени эти фильмы стали настоящим  прорывом в кинематографическом  повествовании. Режиссеры «новой волны» вышли из павильонов и декораций  на улицы, вместо красивой элиты и богатых домов – неказистый быт бедных кварталов, ночных бабочек, беспризорников и прожигателей жизни. В этом «новая волна» близка неореализму. Она, как и последний, стремилась убрать всякую игру из фильма, добиться максимальной естественности, зачастую привлекая непрофессиональных актеров.

Выбор Трюффо, искавшего главного героя, пал на Жана-Пьера Лео не только из-за внешнего сходства с собой в юности, но и потому, что Лео на пробах не пытался играть, вел себя как в жизни. Лента, во многом автобиографическая, должна была подействовать на зрителя всей своей невыдуманной правдой. Зритель должен был увидеть в этом ребенке себя, ведь то, что происходит с Антуаном Дуанелем, когда-то происходило с каждым из нас.

Вполне нормальный ребенок, которого все – семья, школа, общество без конца пытаются загнать  в определенные рамки и нормы  поведения, получает статус «трудного  подростка» только потому, что вполне естественно пытается быть личностью  и сопротивляется однообразности. Ну кто в детстве не прогуливал школу, заменив ее более полезными и приятными аттракционами или походом в кино! Кто не попадался с невыученными уроками! Кто не заимствовал для своих сочинений талантливых мыслей великих людей! Кто не пытался бежать из дома, не таскал денег у родителей! И, вспомните, что было тогда: вы неисправимый прогульщик, трудный ребенок, неподдающийся воспитанию, плагиатор, нахал и грубиян.

Немного различны, но как зачастую похожи все эти 400 ударов, которые приходится вынести  маленькой становящейся личности!  Придется столкнуться с несправедливостью, нелюбовью, завистью, злобой и глупостью  людей. И придется молчать и нельзя высказать своего мнения, потому что  люди эти во много раз старше и  их пристало уважать, а ты еще сопляк и дерзить не смеешь. Именно так происходит воспитание любого ребенка и в этот момент очень важны правильные действия родителей, которые смогут понять, заглянуть под корень и увидеть всю глубину несчастий маленького существа, понять, что его странные поступки – всего лишь попытки защитить свою свободу и личность от грубой жизненной уравниловки.  Но Антуану, как и самому Трюффо, не повезло. Матери и отчиму некогда заглядывать вглубь – хочется вырваться из бедности, как-то благополучнее устроить жизнь, а тут еще этот «трудный подросток»!

Немногие  родители, конечно, поступят так –  отдать своего тринадцатилетнего сына в интернат для малолетних преступников (а он всего-то стащил печатную машинку, чтобы заработать денег, да и то уже  вернул ее обратно). Но Антуан не поддастся, потому что он уже личность, потому что уже возросло и окрепло в нем желание собственного жизненного пути, не под чужую диктовку, а только так, как хочется самому. И он бежит, бежит к морю. Почему к морю? Во всех культурах море всегда считалось символом безграничного, неистощимого источника жизни, а также символом возрождения. В финале картины Трюффо как бы говорит: перед Антуаном неизведанная, полная неожиданностей стихия – жизнь, и неизвестно, куда она вынесет его, но будем надеяться, что все будет хорошо.

Тогда ли уже  возник у режиссера замысел продолжить биографию своего героя или он еще не предполагал, что создаст впоследствии еще четыре картины о взрослении Антуана Дуанеля? Во всяком случае, финал первого фильма подтверждается, а опасения родителей и учителей не оправдаются. Антуан станет вполне нормальным и приличным человеком. Новелла «Антуан и Коллет» (1962), фильмы «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг» (1970) и «Ускользающая любовь» (1979) стали своеобразной сагой об Антуане Дуанеле и явили собой дотоле не существовавшее киноповествование: когда герой взрослеет вместе со зрителем. Увы, последующие части значительно уступают первой по многим параметрам, поэтому «Четыреста ударов» стоят как бы особняком и смотрятся как отдельный законченный фильм.

Les quatre cents coups (2)

Трюффо рассказывал забавные случаи из жизни, когда люди принимая его за Жан-Пьера Лео, хвалили его актерскую игру, говорили ему, что видели его по телевизору. Конечно, Антуан Дуанель вобрал в себя не только черты Трюффо, но и черты Лео, поэтому можно говорить об автобиографической саге двоих – актера и режиссера, которые воплотились в одном персонаже, благодаря не только внешнему сходству, но и некому духовному сродству, позволившему им успешно сотрудничать на протяжении двадцати лет.

Валерия Данилина


Отрицательный голосПоложительный голос (+6 рейтинг, 8 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 09 Дек 2009 в 14:13.
В рубриках: Валерия Данилина, Кино, Колонка журналиста, Рецензия.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

Комментарии»

Комментариев нет.

Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (II часть)

74610747_4230267_50828466_1257520994_insightb
«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова»
Томас Дже
фферсон
 
 
     В первой части нашей беседы о ...

18 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее