Душа — это космос?
«Музыка – это маленькое напоминание бога,
что есть что-то большее в этом мире, чем мы.
Гармоническая связь между всеми живущими...и звездами».
Х/ф «Август Раш»
Есть ли мелодия у нашего сердца? Как она звучит? Может быть, как орган, эмоционально. Так, наверное, могла бы звучать наша Вселенная. Чтобы представить себе это, я иду на фестиваль «Органные вечера в Кусково», который каждое лето проводится в усадьбе.
Фестиваль под руководством органиста Елены Приваловой-Эпштейн с 2010 г. собирает известных и начинающих музыкантов, которые играют как классические произведения, так и современные. Кажется, что в праздничной атмосфере барокко они исполняются на одном дыхании, живо. А я вместе со слушателями, затаив дыхание, предвкушаю, как музыка прошлого будет звучать в настоящем, перерождаться здесь и сейчас. Я, наверное, тоже буду заново рождаться вместе с ней.
Второй концерт из программы «Великий И.С.Бах», который был представлен 19 июля, - включает в себя «хитовую программу», про словам Е. Приваловой-Эпштейн. «Я пыталась сформировать ее таким образом, чтобы было интересно каждому слушателю: и эстетам, и взыскательной публике, которым помимо шедевров классической музыки хотелось бы услышать и менее узнаваемые произведения, которые мы называем раритетами».
Музыка на концерте сочетает в себе два инструмента, два настроения: клавесин (Юлия Успенская) и орган (Мария Лесовиченко). Я ощущаю сложную полифонию звуков: они рассказывают мне такие разные истории, но вместе создают новый мир. Там живут наши страхи и надежды, тайные мысли и переживания. Они то набегают на меня, как волны, то уходят в никуда.
«Многие музыканты эпохи барокко больше ориентированы на человека, на чувственный мир, чем на мир возвышенный – говорит ведущий концерта. Если мы возьмем музыку Баха, то он использует те же техники, те же символы, но оказывается более божественным, более ориентированным на высшее, на обобщенное…»
И действительно, с первыми, хрупкими звуками музыки я переношусь из камерной атмосферы куда-то в космос. Смотрю вокруг и представляю, как под энергичную мелодию клавесина танцуют звезды. Они манят к себе, а я прохожу мимо, стремясь побыть наедине с самой собой.
Сакральная музыка Баха словно обращена ко мне. Она звучит, как неземная и земная одновременно. Музыкант общается со мной и со всеми в зале на языке ощущений, на каком-то интуитивном уровне. На наши переживания он откликается органными кульминациями, которые создает Мария Лесовиченко, или стремительным движением клавесина Юлии Успенской. Он похож на биение сердца, которое стремится к чему-то или к кому-то.
«Прелюдия и фуга до мажор» в исполнении М. Лесовиченко напоминает переливы голосов птиц. Мне на мгновение кажется, что мы снова попали в Эдемский сад и стали непорочными.«Прелюдия с устремленным движением и фуга, тоже масштабная, при очень маленькой, короткой теме, но выпуклой, рельефной, очень хорошо поддающейся развитию, созданию утвердительного образа божественного величия» – рассказывает ведущий.
Бах, кажется, соединяет в себе разные настроения, присущие каждому человеку. Он гармоничен, но при этом немного разрознен: эмоции достигают своего пика и успокаиваются. Мы проходим череду взлетов и падений, которые и составляют нашу жизнь, делают ее настоящей.
В «Токкате соль минор для клавира» звучит проповедь, которая призывает людей очиститься от грехов. Клавир Ю. Успенской льется, как река. Возникает ощущение, что со мной говорит кто-то с неба, призывает душу к откровенному диалогу. Я вместе со зрителями постепенно открываюсь навстречу чему-то новому. Оглядываюсь в зал и вижу, что люди очарованы: кто-то неподвижно наблюдает за игрой, кто-то улыбается. Разные эмоции наполнили одно маленькое пространство.
А что же нас ждет на фестивале в будущем? Е. Привалова-Эпштейн: «Ежегодно фестиваль поднимается иногда на одну, иногда на несколько ступенек выше, учитывая, что он находится на самоокупаемости. Тем не менее, я ожидаю повышения профессионального уровня фестиваля. Уже есть перспективы для того, чтобы он стал международным. Сейчас у нас есть заявки от органистов, в том числе иногородних, которые хотели бы принять участие в фестивале».
Кажется, что в последнем, совместном выступлении двух органистов ощущается триумф духа. Я представляю, как он выходит из темноты навстречу солнцу, и мы, наверное, хотим подняться вместе с ним. Две музыкальные силы, М. Лесовиченко и Ю. Успенская, соединились вместе. Возродилась новая энергия жизни, которая и проникла в наши души. Как планеты вокруг солнца, они вращаются вокруг мелодий Баха. А мы слушаем их и вгладываемся в бездну самих себя, и эти ощущения вряд ли забудем.
Комментариев нет.