Что такое творческий кризис и как с ним бороться?
Разглагольствовать о том, как сейчас относятся к культуре я не буду, хотя, разумеется, меня задевает, что ежегодно на развитие эстрады правительство тратит больше средств, нежели, например, на развитие симфонической музыки, классики. Но далее, речи про «деградацию» искусства и самопринижение общества не планируется.
Это будут типичные размышления творческого человека про нетворческую ситуацию.
Около года назад я работала над исследовательской работой. Объектом моих исследований были биологические ритмы. Кроме условных и не условных рефлексов представителей флоры и фауны, я изучала более или менее интенсивные изменения характера человека, а также, что мне казалось более привлекательным из всех исследований, мною была найдена книга, где по годам был расписан весь жизненный путь небезызвестного австрийского композитора исключительно в виде написанных им произведений. Увы, это открытие было сделано до меня, но все же читать о том, что даже творческие порывы – это биоритмы – интересно.
Таким образом, у каждого из нас, жизнь проходит циклами. Но у людей творчества, каждый период выражен более ярко. Как в свою очередь Бетховен написал Патетическую сонату на максимальном отклонении от нормы цикличного показателя, с не менее ярким успехом была написана Рахманиновым Прелюдия до-диез минор, когда тот находился в наиболее возбужденном состоянии. Прочитав об этом достаточно литературы, я сама себе ответила на некоторые интересующие вопросы.
Родившись в семье музыкантов и находясь в кругу личностей творческих и известных, мне было непонятно, почему, папа – композитор, еще несколько лет назад создавал проекты, о которых слышала вся Россия, а сейчас берет в руки нотную тетрадь крайне редко; почему дядя Ваня /я его так называю, ныне, известный поэт современности – Иван Шепета /до сих пор читает на каждой литературной встрече действительно выдающуюся поэму, написанную 20 лет назад, если сейчас его творчество продолжает «кипеть»… видимо, увы, не с той силой, что раньше.
Теперь это стало понятно. Точнее, стало понятно сейчас. Хотя работой я занималась достаточно давно.
Себя, я всегда считала творческим человеком – журналистика, музыка, вокал… Но, когда я взяла в руки очередной номер газеты и там не оказалось моей статьи, я задумалась. Обновляя и обновляя сайт, который считала на просторах рунета своим домом /домашняя страница/, поняла, что и там давно не было моих материалов. Хотя, еще недавно, дуплет а-ля «ручка-блокнот» сопровождали меня постоянно. И в конце концов, вспомнив мое увлечение биоритмами я поняла, что действительно это не было «стоп-краном».
Кто-то скажет, что это у всех бывает, просто нужен отдых. Кто-то будет утверждать, что я осознала, мое «непредназначение» в этой области и я подсознательно от нее отворачиваюсь. А я скажу, что это всего лишь спад активности моего очередного творческого порыва, за которым последует новый, еще более яркий и эмоциональный.
Поэтому творческий кризис – это лишь окончание /или начало/ очередного цикла деятельности, который будет сопровождаться пиком активности, и соответственно бороться с этим не надо – видимо так было задумано самой природой, чтобы организм не находился в постоянном поиске ответов на свои вопросы, а иногда отдыхал.
Charley Wolker
Познавательно. Но читается трудно, из-за длинных, местами несвязанных, смысловыми паралелями, предложений.
Все возможно. Однако, спасибо за отзыв.
Посмотреть на творцов с точки зрения биоритмов, конечно, довольно оригинально,но читая эту статью, лично мне очень хотелось хотя бы малого освещения и распространенных «методов борьбы с кризисом творчества». Мое мнение таково- если что-то утверждаешь в противовес общераспространенным мнениям, то хотя бы попробуй, доказать их несостоятельность.
Но в общей сложности статья симпатична.