От Христа до Че Гевары

17151

Как-то раз ехал в междугороднем троллейбусе Бендеры - Тирасполь. Через сиденье впереди сидела крупная старуха. Она по очереди горячо рассказывала что-то всем своим попутчикам, выбирая себе новых жертв  по мере бегства предыдущих. Из-за шума древней машины и говора толпы я никак не мог понять, что именно она вещает. Когда проехали половину пути и народ в салоне поредел, я разобрал по крайней мере  одну, самую повторяемую фразу «так страдал Христос. Христос за нас страдал, понимаете?» При этом она придирчиво заглядывала в глаза, на этот раз своей ровеснице, с твёрдым намерением дождаться в них подобающей реакции на то, как страдал Христос. Наконец, при въезде в Тирасполь она покинула вагон, и двинулась восвояси твердой, хозяйской походкой уверенного Христова секретаря.

Мда… Блаженны страждущие, ибо они утешаются.

А я стал размышлять. Да, страдал Христос. Да, за нас страдал. А как страдал – ну скажем Матросов или молодогвардейцы? Они не Божьи дети? Не за то страдали? Мелки по сравнению с богом?. Но ведь никто и не просит их канонизировать. Достаточно было бы просто не забывать. Ну и кто ходит по троллейбусам с речами « За нас лег на дуло Матросов» или даже « За истину принял яд Сократ»? Все это память человеческая – отдай за них жизнь и через несколько десятилетий , не говоря уже про века и тысячелетия никто ничего не вспомнит. Христос же  стал исключением  благодаря тому, что огромное количество обитателей планеты просто-напросто  верит в «вечную шару»  для тех , кто поучаствует  в акции «прослезись над Христом» и выполнит набор сомнительных ритуалов, нисколько, кстати, не задумываясь об истинном смысле учения самого Христа.

В продолжение темы героев. Как-то на обложке школьной тетради видел китчевый на первый взгляд, но горький и правдивый - на все последующие взгляды - коллаж с образом Че.  (Им я иллюстрировал данную публикацию.) Задумался над явлением «Эрнесто Че Гевара». Трудно найти в мире другого человека, который бы умер в конце шестидесятых, и тем не менее, продолжал быть узнаваемым, а главное – модным среди нынешнего племени. Впрочем, если анализировать – это не память, а банальный брендинг. Логотип: дерзновенное лицо, берет, звезда. Звучный слоган «Че!». Эмоциональный образ: свобода, романтика, борьба. География: где-то далеко, жаркая Куба, по собственным учебникам истории не затаскано. Итог: крепкий бренд, который и используется годами где надо и где не надо. А сегодня кто из знакомых с этим образом, задумывался над его содержанием? Мало кто. Я как-то в том числе. Стало печально.

Стало печально. Посетил соответствующие сайты. Начал читать. Стало печальнее. Когда начал представлять себе, картинки. Как Эрнесто терпит сотню инъекций подряд, причём из самых неумелых рук, - чтобы научить своих товарищей делать уколы. Как на последние деньги он покупает им «Молодую гвардию». Мне почему-то ярко представилось, как он продирается сквозь хрустящий тростник с Фадеевым под мышкой, и потом, блестя глазами, рассказывает недоверчивым крестьянам об Олеге  Кошевом да Ульяне Громовой. А у них не блестят глаза. А он не замечает. Перед его глазами стоит славный образ его народа, который под могучим крылом советских коммунистов построит совершенный мир.

А в XXI веке лучшие девы народа сего за несколько жалких империалистических бумажек, которые Че, наверное, и в руках-то с презрением вертел, легко раскидывают свои негордые ножки. И не надо больше ни героев, ни беретов, ни красных звезд. А он в свои 39 принял пулю. И долго, как говорят, маяли непогребенное тело.

Но воскресни в наши дни Че – что было бы? Он, наверное, решил бы, что бедный народ совсем развращен проклятым империализмом. И еще рьянее принялся бы его спасать. Потому что коль скоро подал Всевышний вот такой не то дар, не то крест – ничто не смутит его обладателя.

Кстати, насчет памяти да насчет святости. Прочел тут я также, что в части кубинского населения прочно закрепился оставленный Че след. Некоторые кубинцы полагают Че святым и молятся ему. Кому-то смешно? Или, может быть, кто-то считает это неоязычеством? Так вот. Православная церковь объявила святым Николая Второго – значит, ему можно молиться по всем правилам.  Сравните его с Че.

Так СНЁ? НиСНЁ?..

Андрей Хорольский

Отрицательный голосПоложительный голос (0 рейтинг, 2 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 18 Сен 2012 в 12:03.
В рубриках: Колонка журналиста.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

Комментарии (2)»

Комментарий by Вера
2012-09-20 14:34:06

Андрей, мне кажется совсем неуместно сравнивать Николая 2 и Эрнесто Че Гевара. Тут даже просто нет почвы для сравнения. Или я уже чего то не понимаю в нашей жизни... Для меня Эрнесто вообще никто, а вот Николай, мученик, который пал, вместе со своей семьей от рук революционеров. Грех их сравнивать и даже ставить в один ряд

 
Комментарий by TeoRyo
2012-09-20 16:03:59

Что ж, каждый выбирает себе героев. Лично я оцениваю Николая Второго с точки зрения того, что это человек, не справившийся с ситуацией в России начала ХХ века. Он не единственно виновен, конечно, в произошедшей революции, но и его вина, как инертного политика, в произошедшем есть. Конечно, ужасные обстоятельства его смерти и у меня снимают желание его осуждать, но канонизировать его, на мой взгляд, глупо. Надо руководствоваться логикой, а не эмоциями или запоздалым раскаянием. Что же касается Че... Можно считать его идеи вредоносными, а его самого — врагом, но вот считать его никем — значит, игнорировать факты. Ну, а что касается греха... Я неверующий. Для меня нет такого понятия. Кроме того, я считаю, что не следует стесняться даже самых абсурдных параллелей. Часть из них остается абсурдными, но часть и выводит к истине... Мое мнение субъективно, и я его никому не навязываю. Спасибо за Ваш отклик.

 
Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (II часть)

74610747_4230267_50828466_1257520994_insightb
«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова»
Томас Дже
фферсон
 
 
     В первой части нашей беседы о ...

18 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее