Получилось – как всегда: «Ментовские войны 4»

Ах, какая была сказка!.. Живая, интересная, с лихо закрученным сюжетом, жуткая – с мурашками по коже! Настоящая война на невидимом фронте. Благородные и честные герои, верные друзья, коварные и подлые враги… И - справедливость, которая всегда торжествует в сказках.

Бьюсь об заклад, не у одного меня возникла мысль, что наконец-то появился хороший сериал про ментов. Не те сусальные картинки, которыми переполнены голубые экраны, а настоящий, жизненный, страшный и пронзительно правдивый сериал. Благодаря продюсеру Аде Ставиской, которую мы помним по прекрасному сериалу советской эпохи «Противостояние», где она была директором. Не могла она поставить плохо и в наши дни!

Так случается: прочитаешь где-то что-то, и забудешь. А одна фраза запоминается надолго, и всплывает всегда в самый нужный момент. Мне так запомнилось неизвестно где вычитанное выражение: «Благоразумнее ожидать худшего, тем приятнее будет неожиданность». Вспоминаю ее часто, не скажу, что никогда не сбывалось, но не стану и утверждать, что всегда сбывалось.

Вот и на этот раз!.. Как только услышал, что ожидается демонстрация сериала «Ментовские войны-4» на канале НТВ, так буквально сон потерял. Чем-то зацепил меня этот фильм, а чем – объяснить не могу. Наверное, тема – войны между нашими силовиками, или блистательная актерская игра (что уж тут скрывать!) исполнителей главных ролей – Александра Устюгова, Александра Завьялова, Дмитрия Быковского.

Хорошая актерская работа – не новость на нашем телевидении, не смотря ни на что, не смотря на повсеместное проникновение Голливуда не только на телеэкраны и съемочные площадки, но и в сознание зрителя. Достаточно вспомнить «Улицы разбитых фонарей» или «Убойная сила». Но там, на экране – актеры! Хорошие, великолепные, талантливые, прекрасно вошедшие в образ, но… актеры. Во всяком случае, я их именно таковыми и воспринимаю. А я, как ни крутите, главное лицо в этом процессе, потому что я – зритель!

Профессионалы утверждают, что в этих сериалах показаны настоящие опера, ну, что же, спорить не стану. Очень возможно, что так оно и есть, профессионалам виднее, но я почему-то сразу вспоминаю рассказ Куприна «Легче воздуха». Там один циркач придумал такой номер: брал две огромные гири, разбегался и прыгал с одного помоста на другой, через пропасть. На середине полета он отпускал гири, и буквально взмывал вверх. Это было фантастическое зрелище, однако… Номер его у публики успеха не имел, хотя, знатоки и вопили от восторга. Публика оставалась глуха, и хозяин цирка вскоре разорвал контракт с артистом.

Так и в этих сериалах: знатоки заходятся от восторга, что на экране настоящие опера, именно такие, какие они есть на самом деле, мы, зрители, остаемся глухи. Мы видим актеров…

Жаль только, что актеры-то хороши, а вот сюжеты, которые им приходится воплощать на экране… увы!

В нашем же случае, в «Ментовских войнах», мы видели настоящих оперов, именно таких, какими мы их и представляли, не смотря на множество несуразностей, которые зачем-то нагромоздили авторы фильма.

Когда отзвучали последние аккорды в последней серии «Ментовских войн-3» (не очень, надо признать, удачной), и Шилов в очередной раз выбросил телефон в Неву, давая понять нам, что с работой в милиции покончено, зритель приуныл. С одной стороны, он, конечно же, понимал: сюжет исчерпан. С другой – не хотелось расставаться с обаятельным героем…

Очевидно, это соображение и легло в решение авторского коллектива продолжить историю Шилова. Продление сериалов, особенно, если исчерпан сюжет, не лучшее решение авторов фильма. Когда-то давно шел на наших телеэкранах польский сериал «Ставка больше, чем жизнь». Отважный польский разведчик, капитан Клос, действовал в тылу врага, был разоблачен и погиб геройской смертью. Но не прошло и полгода, как авторы воскресили его «по просьбам зрителей». И сериал сразу же потерял свою остроту, стал неинтересен. Фантастика хороша там, где она к месту…

И вот наступил понедельник, сегодня – «Ментовские войны»!.. Увы, посмотреть сначала не удалось, у нас накануне отключили электричество, и не было его больше суток. (Где тот профессор Преображенский, который брюзжал, что свет аккуратно гаснет два раза в месяц? Тогда хоть разрухой можно было оправдать, а сегодня?..)

Свет дали в аккурат перед началом второй серии. Конечно же, я ожидал от сериала худшего: что-нибудь вроде международного терроризма или звездных войн, в глубине души надеясь ошибиться. Не может Ада Ставиская обмануть мои ожидания.

Увы, мне, увы!.. Как я и ожидал, так и случилось, не сработала на этот раз поговорка. На экране какая-то белиберда (уж извините, почитатели сериала). Ожидал я худшего, худшее на экране и появилось.

Шилов, уйдя из милиции, уехал куда-то далеко, но приехал в Петербург и сразу же окунулся в «ментовские войны». Взялся за расследование потому, что подстрелили его жену. Сначала думали – случайно, потом оказалось, что далеко не случайно. Оказалось, она представила какие-то исследование истощенного рудника, надеясь доказать, что там еще много чего есть, но местная комиссия, в Сибири, отвергла ее соображения, и тогда она послала документы в Петербург. Очень напоминают эти выдумки Агату Кристи, ее «Черных дроздов».

Порадовало, что Шилов (Александр Устюгов) остался таким же, каким мы его привыкли видеть: честный и бескомпромиссный, немногословный. Жаль только, внешний вид его несколько испортили, остригли «под ноль», да еще вырастили на лице бороденку.

Это – что касается общих мест.

В остальном же… увы! Плохо! Очень плохо! Сценарий писал Максим Есаулов, кажется, уж он-то, бывший опер, должен бы знать, о чем пишет, ведь не в паспортном же столе работал. Неужели в его практике не нашлось подходящего сюжета, что пришлось заимствовать его у выжившей из ума старухи? Можно было бы на худой конец взять пару историй из документального сериала «Криминальная Россия», там такие сюжеты выписала жизнь – Агата Кристи отдыхает!

Все плохо и непрофессионально, и невольно в душу закрадывается крамольная мысль: для того, чтобы состряпать такой сценарий, вовсе не обязательно работать в милиции. Шилов, отставной опер, постоянно крутится с настоящими операми, и только что не командует ими. И главное – опера дают собой командовать, и с легкостью подписываются на шиловские авантюры, каждый прекрасно понимая, что если вляпается – пощады не жди. От закона не жди, от своих – не жди! Дружба дружбой, но ведь можно и загреметь, куда Макар телят не гонял!..

Запросто носит отставной опер Шилов «ствол», и, не особенно-то задумываясь, пускает его в дело. Неужели такое возможно?.. Без колебаний стреляет в двух деляг в ресторане и спокойно ожидает милицию, хотя, прекрасно знает – что его ждет. Конечно, я понимаю – достали! Достала система, достали оборотни, достали деляги! Но убить – значит, сесть в тюрьму, и сесть надолго. Это не в суде, на виду у честного народа, перед телекамерами, на глазах любимой рвать на себе ризы, это сесть в камеру к уголовникам, и видеть изо дня в день одни и те же рожи!.. А что будет с женой, за которую он мстил, которая в реанимации - о ней он подумал?.. А самому – сидеть много лет в тюрьме, пусть даже и за поруганную Родину, сидеть преступником, убийцей - это каково?

И если в предыдущих сериях Шилов вызывал исключительно симпатию зрителя, то в четвертой… увы! Мы видим перед собой уголовного преступника. По закону ведь он – преступник. Во-первых, мстит за раненую жену, а месть усугубляет вину, Максиму ли Есаулову этого не знать? Во-вторых, носит «ствол», что запрещено законом, да еще и без колебания использует его по назначению. А это уже, извините, статья. Убийство одного и более лиц, да еще и при отягчающих обстоятельствах.

Любой здравомыслящий человек сто раз подумает, прежде чем нажать курок, а уж тем более – бывший начальник убойного отдела. Даже если перед ним и упыри, которые довели его страну до ручки.

Правда, следует признать: и эту роль Александр Устюгов сыграл блестяще. Ну, что тут скажешь!..

А вот остальное… Как показана тюрьма?.. Ну, это, братцы, вообще, какая-то гомерическая комедия, а не серьезный фильм. Авторы, видимо, начитались примитивных американских детективов, насмотрелись американских фильмов, вот и нагородили!.. Неужели у режиссера не было никого, кто бы подсказал? Сэкономил продюсер на консультанте?.. Не ждали мы такого от Ады Ставиской. Спасибо хоть, не было в тюрьме этих бесконечных бойцовских турниров, которыми развлекаются зэки в Штатах.

А уж побег Шилова из «Крестов»!.. Максим Есаулов, как бывший опер, должен бы знать, что из «Крестов» за всю их историю, бежали всего несколько раз. Один из «побегушников», знаменитый Ленька Пантелеев, который бежал при помощи надзирателя. Другой известный случай произошел в начале восьмидесятых годов. Тогда бежали несколько человек. Захватили майора на «больничке», один переоделся в его форму и, как конвоир, повел остальных. Прошли всех контролеров, вышли во двор, двое сели в машину ЗИЛ-130, остальные в «Волгу». ЗИЛ протаранил ворота и ушел, «Волга» села диффером на упавшие ворота.

Двое ушедших, впрочем, дошли до ближайшего магазина, там мертвецки напились и были взяты тепленькими.

Конечно, я понимаю, тут аллегория, но надо же придерживаться какой-то логики. И в вымысле должна быть истина, иначе получается балаган. Что мы и видим на экране.

Я не буду дальше продолжать, ей-богу – смешно! Завлекли Шилова в какое-то подполье, проверяли пыткой, пальцы грозились ломать… Шилов насмешливо назвался штандартенфюрером, а мне кажется – он по сюжету и был штандартенфюрером. Этакий современный Штирлиц, один в стане врагов. Вот только авторы фильма про Штирлица подошли к работе ответственно, не в пример нынешним, которые, на мой взгляд, сработали небрежно.

Как хотите, но это обычное неуважение к зрителю.

Давно и не мной подмечена одна закономерность: чем длиннее эпопея, чем больше серий, тем фильм становится хуже. Может, это не так заметно в бразильских мыльных мелодрамах, в детективах же просто бьет в глаза. Не исключение и «Ментовские войны». Надо было авторам остановиться на первых двух сериях, и навсегда остаться в памяти народной маленьким шедевром кино. Для чего так растягивать, коль не хватает фантазии придумать что-нибудь захватывающее – не понятно!

В этой связи хочется снова вернуться к «Улицам разбитых фонарей». На мой взгляд, они значительно выигрывают перед «Ментовскими войнами». Авторы не стали громоздить суперсложные, неестественные истории, а просто показали повседневную будничную работу оперов убойного отдела. Сегодня убийство, завтра убийство, послезавтра… И не какие-то заумные, закрученные истории, а зачастую обыкновенная бытовуха. И сериал от этого хуже не стал.

А здесь… Э-эх, что говорить! Испортили хороший материал. И кстати, почему сериал называется «Ментовские войны»? Ведь давно уже все примирились, и действуют сообща, отчего же – войны?

Спасибо Александру Устюгову – блестяще сыграл он свою роль, даже в таком, прямо скажем, убогом сценарии. Вытянул сериал до более или менее удобоваримого зрелища. Ну, и другие, естественно: Алексей Завьялов, Дмитрий Быковский…

А вот Ада Ставиская разочаровала.

Александр Лысенко

Отрицательный голосПоложительный голос (+2 рейтинг, 4 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 03 Июн 2009 в 11:27.
В рубриках: Александр Лысенко, Кино, Колонка журналиста, Рецензия.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

1 комментарий»

Комментарий by Алексей
2012-01-03 18:28:42

Согласен с автором полностью. Долго пришлось искать объективный отзыв — думал уже, что сам что то не понял. Шилов, уходя — УХОДИ. Хотя сейчас уже поздно.

 
Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (II часть)

74610747_4230267_50828466_1257520994_insightb
«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова»
Томас Дже
фферсон
 
 
     В первой части нашей беседы о ...

18 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее