Теория vs практика

123Все профессии нужны, все профессии важны, - мы заучили эту пресловутую истину с детства. Профессий существует бесчисленное количество, значительная часть которых, что называется, проверена временем и существует десятки, а не то и сотни лет (строители, экономисты, инженеры). Но сейчас стремительно меняются и профессии, и сами профессионалы: появление новых технологий и материалов, глобализация и Интернет, современная политика и экономика приводят к значительной трансформации большинства профессий. Можно ли это назвать эволюцией профессий? И как сделать так, чтобы вузы ориентировались на сегодняшние изменения и готовили действительно компетентных специалистов под нужды экономики?

Итак, время заставляет меняться человека в профессии, делая его более широким специалистом (вследствие глобализации и смежности профессии), и в связи с этим обострилась напряженность каровой политики – сегодняшние студенты и выпускники вузов просто не получают достаточных знаний и навыков по интересующей их специальности. Сколько раз молодому специалисту приходилось слышать: «Забудьте все, чему вас учили в институте»? Изменения происходят настольно быстро (и не только в области науки и производства, а также в сельском хозяйстве и социальной сфере), что тяжелая неповоротливая машина высшего образования просто не успевает за ними, не успевает качественно и с учетом государственных стандартов написать образовательные программы с привлечением к проблеме не только специалистов из российской Академии образования, но и профессионалов от производства.

Почему за основу берутся именно федеральные образовательные стандарты? Потому, что именно государство должно быть заинтересовано в современных конкурентоспособных на мировом рынке технологиях, отсюда и в современных грамотных специалистах.

А рынок труда, в свою очередь, ориентирован на специалистов, у которых есть мотивация учиться, повышать квалификацию, желающих быть успешными в своей профессии, и это принципиальное отличие от людей, которых вузы готовили, скажем, 50 лет назад.

Сегодня профессии носят интегрированный характер. Если мы говорим о менеджере, то он должен быть и чуть-чуть экономистом, и чуть-чуть юристом, и психологом. Если речь зашла об инженере, то ему нужно освоить и строительные специальности, и компьютерные программы.

Эту интеграцию хотелось бы увидеть и в образовательных программах вузов - сегодня актуально, чтобы выпускник овладевал не только выбранной специальностью, но и двуми-тремя дополнительными, что должно быть соответственно отражено в дипломе. Это предаст ему дополнительные преимущества на рынке труда, он будет чувствовать себя более мобильным, конкурентоспособным, востребованным.

Учебные программы вузов достаточно статичны, поэтому должны меняться не только образовательные стандарты, а под них и образовательные программы, но и сами преподаватели высшей школы.

Сегодня даже в школах востребованы временем непрофессиональные педагоги, т.е. специалисты без диплома профессионального учителя (об этом даже говорит Президент). Может эту практику стоит перенести и в систему высшего образования: организовывать мастер-классы с производственниками или профессионалами в разных сферах, приглашать практикующих специалистов читать лекции и вести семинары.

Невозможно говорить об учебных программах вузов, не успевающих за эволюцией профессий, без рассуждения о материально-техническом обеспечении программ, ориентированных на современное производство. Необходимо учить студента на том оборудовании и по тем технологиям, которые действительно применяются в современной отрасли, надо добиваться, чтобы выпускник после вуза приходил в знакомую среду современного производства, чтобы он не переучивался лишний год и не слышал: «Забудьте, чему вас учили», т.к. эта учеба ориентирована на вчерашний день.

Образовательные технологии на сегодняшний день должны соответствовать современной подготовке молодых конкурентоспособных специалистов. Сама структура занятий может быть изменена, а не напоминать знакомую схему: лекции – практическое занятие, заключающееся частенько контрольной или ответом у доски – сессия. Есть смысл организовать практическое занятие именно как практику – сходить на производство, посмотреть на реальные рабочие места, принимать экзамены и зачеты у станка или у компьютера по бухгалтерским программам. Прекрасный пример в этом плане – обучение и сдача экзамена на водительские права? когда половину обучения и, соответственно, экзамена занимает теория, и половину практика.

Сами пять лет, проведенные студентом в учебном заведении, должны быть интеллектуально наполненными. В дореволюционной России, если профессор читал курс лекций, его приходили частенько послушать с других факультетов, может нам, живущим на век позже, стоит перенять такую традицию? Должна предоставляться свобода студенту в образовательном плане и входить в моду индивидуальная образовательная траектория, что с успехом применяется в западных учебных заведениях.

Сегодня на первых курсах университетов предлагается средний набор общеобразовательных дисциплин, которые занимают достаточно большой объем часов, не все из которых одинаково интересны слушателям по данной специальности, да и качество преподавания довольно сомнительное. Например, иностранный язык. Безусловно, он необходим для современного специалиста, но пусть это будет сугубо иностранный язык, также ориентированный по профессии

Когда мы говорим «выпускник высшего учебного заведения», предполагается, что этот выпускник овладел навыками и знаниями, соответствующими начальному и среднему образованию. Но в большинстве случаев так не бывает, потому что студенту просто-напросто негде стажироваться и знакомиться с тонкостями профессии. Инженер, проектирующий дома, вынужден консультироваться с прорабом по поводу прокладки коммуникаций, дизайнер помещений – с маляром, который эти помещения красит и т.д.

Поэтому необходимо создать в вузе систему практического обучения студентов, так, инженер на первых курсах может поработать в строительной бригаде и изнутри увидеть детали и тонкости профессии, филолог может работать корректором в издательстве. Таким образом, и студенты будут по профессии работать, а не вагоны по ночам разгружать, и к стипендии заработают, и государство выполнит программу по нехватке рабочих мест.

Образование – это отрасль, в которой нельзя опаздывать, именно образование должно быть ориентировано на завтрашний день. Если хотя бы один из компонентов отрасли (образовательные стандарты, материально-техническое обеспечение, кадры) будет опаздывать, мы так и будем впрыгивать на ходу в уходящий поезд модернизации, так и будут наши выпускники переучиваться.

В погоне за постоянно меняющимися тенденциями, важно не потерять лучшие сложившие традиции российской высшей школы, по моему мнению, четко должен соблюдаться пропорционально совершенный симбиоз традиций (70%) и инноваций (30%). Профессия осталась, но именно эти 30% и будут делать вчерашнего студента успешным конкурентным специалистом на рынке труда.

Любовь Савицкая

А вы знаете, что посуда для ресторанов принципиально отличается от посуды для дома?

Отрицательный голосПоложительный голос (+2 рейтинг, 2 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 21 Дек 2011 в 13:22.
В рубриках: Колонка журналиста, Любовь Савицкая.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

Комментарии»

Комментариев нет.

Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (II часть)

74610747_4230267_50828466_1257520994_insightb
«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова»
Томас Дже
фферсон
 
 
     В первой части нашей беседы о ...

18 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее