Табриз Шахиди: «Звезда-это прежде всего талант,профессионализм и тяжёлый труд,а не рекламные выкрутасы в прессе»

5 канал: Скажите, почему понятие «продюсер классической музыки» в России до сих пор отсутствует?

Табриз Шахиди: Мне кажется, понятие «продюсер» в академической музыке несколько переоценено. Потому что наша профессия подразумевает прежде всего саунд-продюсирование, т.е. продюсирование музыкального материала. В классической музыке самым важным, если так можно выразиться, элементом является сам артист, его мастерство и высокий художественный уровень. В данном случае продюсер не играет никакой роли в становлении артиста как профессионала. Он может искать спонсоров, возможности для рекламы, помогать знакомить артиста с концертными агентами, менеджерами, журналистами, другими необходимыми для раскрутки профессионалами и таким образом продвигать его искусство в массы. Вот ключевая роль продюсера, необходимая классическому музыканту.

5: У нас большая страна, почему же так мало людей, которые бы помогали знакомить публику с артистом, показывали его искусство?

Т. Ш.: Проблема! Ведь как было в советские времена? Было два телеканала, и очень много эфиров посвящалось классическим музыкантам. Они часто выступали на больших мероприятиях (кремлевских концертах, творческих вечерах композиторов, разного рода «огоньках» и т.д.), которые транслировались по телевидению в самое лучшее время. Сейчас в силу того, что существует масса развлекательных телеканалов, внимание людей рассеивается. Поэтому заметить то, что академическая музыка развивается семимильными шагами (во всяком случае, быстрее, чем это было в советское время), тяжело. Но профессионалы это видят, на крупнейших концертных площадках почти всегда аншлаг – будь то Мариинка, Большой зал консерватории или зал Чайковского в Москве. Но из-за того, что в нашей стране царит сейчас бум шоу- и кино-бизнеса, академическая музыка несколько ушла в тень.

5: Тогда объясните, пожалуйста, что означает фраза «классическая музыка развивается семимильными шагами»?

Т. Ш.: Я имею в виду тот факт, что в классическую музыку пришел… шоу-бизнес. Когда для того, чтобы стать известными, академические музыканты обязаны играть по правилам шоу-тусовки. Это, с одной стороны, не очень хорошо, потому что в шоу-бизнесе работают совершенно иные законы и методы. Если здесь едва ли не любая бездарность может стать звездой, то в академическом искусстве – нет. С другой стороны, совсем даже неплохо, когда широкая аудитория приобщается к серьезной музыке через какие-то легкие, адаптированные формы. Ведь для того, чтобы слышать и понимать высокие творения, нужно иметь хотя бы минимальное музыкальное образование, чувство прекрасного, художественный вкус и, я бы сказал, опытное, натруженное ухо.

5: Ох, оказывается, как много всего надо! Кстати, мы часто бываем в Санкт-Петербургской филармонии и создается ощущение, что это умирающий вид хоть и серьезного, но – развлечения. Уже от одних только ветхозаветных бабушек-меломанок становится не по себе. Публика академических концертов, увы, не расширяется, а сужается…

Т. Ш. (вздыхает): Не знаю, у меня другой опыт. Я часто посещаю в Москве концерты и Хиблы Герзмавы, и Дениса Мацуева, и Екатерины Мечетиной. Поверьте, там не бывает ни одного свободного места. Это первое. Второе. Публика все-таки молодеет, а это очень важно. Тут есть еще одна интересная вещь: люди, которые слушают классическую музыку с детства, созреют для восприятия сложных музыкальных форм раньше. Публика же, которая в юности не интересовалась классикой, приходит к ее пониманию только в том возрасте, о котором вы говорите. Или не приходит. Что прискорбно.

5: Вы полагаете, что «чистое искусство» и коммерция начинают сейчас соединяться?

Т. Ш.: Да, но не так прямолинейно, как в шоу-бизнесе, потому что настоящее искусство невозможно создать из ничего. Если у поп-певички нет голоса и слуха, за нее споет компьютер, а ты только рот разевай. Классический же музыкант на сцене всегда наедине с инструментом, с исполняемым произведением, с залом, здесь уж не прикроешься никакой фанерой. И зритель таких концертов тоже иной. Поэтому, несмотря на то, что шоу-бизнес «приходит» в серьезную музыку, она от этого не превращается в попсу. И, естественно, академическому исполнителю надо хорошо платить. Ведь ему тоже и фотосессию надо сделать, и сайт создать, и клип снять, и афиши напечатать. Правда, всеми организационными вопросами должен заниматься, как я уже говорил, помощник музыканта, а сам он обязан лишь совершенствовать свое исполнительское мастерство.

5: Вы хотите сказать, это более честное искусство?

Т. Ш.: А вы хотите сказать другое? (Смеется.) Какого бы уровня ни был выпускник консерватории (если он честно учился) – это, как правило, уже мастер. Такой музыкант может попасть в любой оркестр мира и достойно представлять нашу страну на любой сцене.

5: Но вот что происходит на самом деле: человек заканчивает консерваторию, получает массу премий на бесконечных конкурсах, а конкуренция высокая. Пойди пробейся через эту стеночку!

Т. Ш.: А вот тут локоточки должны быть уже у продюсера! Здесь начинается работа администратора, директора… Тут многое зависит от людей, которых артист нанимает себе в помощники.

5: Скажите, когда Вы начали заниматься продюсированием?

Т. Ш.: Шесть лет назад. Объясню, как это в принципе работает. Есть артист, который себя уже зарекомендовал: много работал, выступал на конкурсах, завоевывал всяческие призовые места, то есть рос профессионально. Дальше, как я уже говорил, появляется некий помощник, который начинает опекать этот бриллиант, заниматься административной работой. Это может быть и папа, и дядя, и брат, и друг, и любой другой человек. Важно, чтобы он понимал законы продвижения артиста к успеху, к славе.

5: С кем Вы работаете в области классической музыки?

Т.Ш.: Я занимаюсь некоторыми направлениями деятельности Кати Мечетиной, Дениса Мацуева, Вазгена Вартаняна. Знаю многих классических музыкантов, которые после окончания консерватории остались не то чтобы не у дел, но не понимают всех правил раскрутки артиста. Вот здесь я – как теоретически, так и практически – могу прийти на помощь.

5: Вы занимаетесь тремя классическими музыкантами. А если человек 10 взять?

Т. Ш.: А если двадцать, а если тридцать? Это гадание на кофейной гуще. Я пока физически не могу заняться большим количеством артистов. А ведь каждому надо уделить свою порцию внимания, терпения, сил! Кроме того, у меня есть интересы помимо классической музыки. Например, меня всегда волновала личность талантливого тележурналиста Владимира Соловьева с НТВ. Сейчас я помогаю ему по некоторым направлениям: публичным концертам, музыкальным проектам, внеэфирной деятельности: мастер-классы, бизнес-форумы… Сейчас готовим большой творческий вечер в Кремлевском Дворце Съездов. Кроме того, моя компания «Империя Музыки Менеджмент» администрирует деятельность телеведущих Авроры и Тани Геворкян, а также актера Леонида Ярмольника. В списке музыкальных проектов у нас значатся также группы «J:МОРС» и «ДЖАНГО».

5: И Вам на всех хватает времени?

Т. Ш.: Пока да. У меня два персональных помощника и еще… целая команда (улыбается).

5: Скажите, если Вы занимаетесь и классическими, и эстрадными артистами, и телеведущими, значит ли это, что Вы еще не определились в своих предпочтениях?

Т. Ш.: Нет. Это значит, что я занимаюсь Артистом с большой буквы, то есть проектом вне зависимости от его жанровой принадлежности. И на телевидении, и в классике, и даже в поп-роке я работаю с исполнителями, которые в своем жанре – высокие профессионалы.

5: А разницы в путях достижения целей нет?

Т.Ш.: Абсолютно. Есть только нюансы. Например, я ни в каком случае не использую желтую прессу (ненавижу способы, когда грязными историями, подлыми поступками достигается популярность). Повторяю, у меня во главу угла ставится профессионализм артиста. Только его художественный уровень и творческий потенциал является для меня той «информационной начинкой», которую я представляю публике. Именно тогда люди начинают ценить артиста за профессионализм, а не за то, что он где-то с кем-то переспал, с кем-то поженился или развелся, извините.

5: Скажите, какой характер должен быть у продюсера, работающего в России?

Т. Ш.: Неправильный вопрос, потому что важнее всего человеческие, партнерские отношения – как в любом бизнесе. Здесь самое главное – порядочность, четкая работа. Сейчас не лихие 90-е, когда нужно было вовремя урвать или кого-то изощренно обмануть. Слава Богу, наступило время, когда важно очень профессионально, грамотно и, я бы сказал, красиво работать.

5: Это взаимоотношения с артистом. А мы имеем в виду взаимоотношения продюсера с внешним миром, когда Вы продвигаете своего исполнителя.

Т. Ш.: Внешний мир – это конкретные люди. Например, очень часто пресса, цепляясь за имя, любыми способами хочет получить артиста для того, чтобы сделать горячий материал. С этим надо быть очень строгим и острожным: подписывать все материалы, которые готовит пресса, телевидение, потому что из слов артиста они могут сделать все, что заблагорассудится. Во всем остальном самое важное – правильно выстроить отношения с самого начала. Если Вы договариваетесь о каком-то концерте, выступлении и т.д., надо изначально оговорить все условия и в договоре написать фразу: при невыполнении одного из пунктов бытового или технического райдера артист вправе отказаться от выступления. И это не блажь. У меня уже есть горький опыт общения с недобросовестными промоутерами.

5: Кстати, по поводу райдера. Говорят, поп-звезды выдвигают порой немыслимые требования. В этом смысле классические музыканты более разумны?

Т. Ш.: Конечно. Хотя это провокационный вопрос! (Смеется.) Что значит «более разумны»? Извините, когда Вы приезжаете в гостиницу, а там тараканы – это приятно? Любой клиент отеля заслуживает достойного к себе отношения, а человек с именем – тем более. С другой стороны, классические музыканты, как правило, многого не просят. Мне папа рассказывал (а он очень известный в мире композитор), как Давид Ойстрах ходил по консерватории с масляным пятном на пиджаке, и никому до этого не было дела. А самому Ойстраху тем более, потому что, когда он дотрагивался до струн своей божественной скрипки, все обо всем забывали. Чем человек глубже и содержательнее как личность, тем он равнодушнее к условностям. Понятно, что гастрольным бытом артиста должны заниматься тоже помощники.

5: Были ли случаи отмены концерта, когда принимающая сторона не выполняла каких-либо условий по договору?

Т. Ш.: Нет. За несколько дней до мероприятия мы обычно все проверяем. Для этого и пишутся все эти технические и бытовые райдеры.

5: А «шишек» Вы много набили?

Т. Ш.: Ни одной! (Смеется.) Вы спрашиваете, почему мы не отменяли концерты? Потому, что я предвижу, что может быть не так, и предотвращаю возможные ошибки. Конечно, бывали недоделки, какая-то неподготовленность. Но в момент работы все быстро исправлялось.

5: Вы делаете концерты на Западе?

Т. Ш.: Бывает. Я предлагаю, а организаторы туров выбирают: кого покупать, кого нет. Это обычная история. Ехать туда и кого-то насильно продвигать, нет смысла. В любой стране есть свои промоутерские компании, которые тщательно следят за развитием рынка классической музыки и, естественно, часто поглядывают в сторону России.

5: Часто говорят о продюсерской мафии на Западе. Там молодому артисту не так просто добиться права выхода на хорошую концертную площадку. Да и нашим исполнителям все еще довольно сложно попасть на Запад.

Т. Ш.: Вы знаете, всегда будут судачить о всяких сложностях, мафии и т. д., когда недостает таланта, профессионализма и усидчивости. Не надо думать об этом, особенно артисту.

5: Тогда сменим ракурс темы. Нам интересно знать Ваше мнение по такому вопросу: откуда в России взялась мода покупать втридорога вышедших в тираж западных «звезд»?

Т. Ш.: Это особенность ведения концертного бизнеса в России и некоторых республиках постсоветского пространства. Часто это профессиональная зависть. Например, вновь испеченное концертное агентство объявляет о том, что хочет привезти Мадонну. В свою очередь, конкурирующее концертное агентство, которое зарекомендовало себя на рынке уже давно и не хочет упасть лицом в грязь, связывается с менеджментом Мадонны и говорит: «Мы платим вам в два раза больше, работайте с нами». И это сплошь и рядом. Другая беда: наши олигархи не считают денег, которые готовы тратить на артистов. Организацией заказа занимается, как правило, некий помощник, правая рука своего шефа-богатея, который в свою очередь имеет определенный откат. Они совершенно не предполагают, сколько могут стоить Стинг, Мадонна, Шакира, Кристина Агилера… И платят в два-три раза больше, чтобы артист не отказался ни в коем случае.

5: Так почему же так часто приглашают третий эшелон: Монтсеррат Кабалье, Джо Кокер, Демис Руссос? Почему нельзя подхватить человека на пике славы?

Т. Ш.: Потому что Кабалье здесь известнее чем, например, Анна Нетребко, а стоит в 3 раза дешевле. Эти люди (богатые заказчики) не понимают, что Кабалье – это уже не тот уровень, чем когда-то, но им важно, чтобы у них на пригласительном билете было написано: «Монтсеррат Кабалье в гостях у…». И значилось имя какого-нибудь нефтяного или газового короля, который в музыке ни бум-бум. И потом: наши бизнесмены, приглашающие на свои корпоративы вышедших в тираж или даже бездарных, но известных артистов, думают совсем не о том, чтобы насладиться их искусством. Нет! Они заказывают их для того, чтобы на сцене перед пышно накрытыми столиками мелькали знакомые лица. Имен же настоящих, больших мастеров они попросту не знают.

5: Конечно, они не знают, кто такая Анна Софи Муттер, к примеру…

Т. Ш.: Они не знают даже Яшу Хейфеца, а не то что Анну Софи Муттер. Они не знают, кто такой Гилельс! О величайшем итальянском пианисте Маурицио Поллини никто из заказчиков-олигархов даже краем уха не слышал! О чем говорить, если даже многие музыканты не в курсе, что недавно вышла книга гениального Глена Гульда – двухтомник «Избранное»!

5: Мы вот тоже не в курсе. Стыдно.

Т. Ш.: Вы не представляете себе, что это за сокровище! Я постоянно вожу эту книгу с собой, без конца перечитываю! Потому что именно там настоящий анализ. Настоящий музыкант, который пишет о музыке. А не псевдожурналисты, которые в музыке никогда не разбирались и с ученым видом знатоков судят сейчас и о «Евровидении», и о Диме Билане, и о классических музыкантах. Хотя никогда в жизни не дотрагивались ни до одного инструмента, а если и пели, то фальшиво и в ванной, под душем! Я всегда говорю: не может журналист, не изучив досконально предмета, писать о нем! Правильно сказал как-то Михаил Леонтьев: «Журналисты – это профессиональные дилетанты». Нет, есть, конечно, самородки, которые способны делать профессиональные рецензии: Сергей Соседов, Елена Савицкая, еще несколько имен. Но их единицы!

5: Кстати, какие инструменты, с Вашей точки зрения, работали, когда на Западе раскручивали Анну Нетребко?

Т Ш.: В первую очередь, это высокий профессионализм певицы. Я сейчас не сравниваю ее ни с кем, а имею в виду только текущую ситуацию на рынке. У Анны действительно очень хорошие данные – как вокальные, так и внешние. Но внешность, опять же, на втором месте. А главное, я подчеркиваю, это то, что она много работает и действительно хорошо поет.

5: Как Вы думаете, какие приблизительно деньги были вложены в ее раскрутку?

Т. Ш.: Я не знаю, честно. Какие деньги были вложены в то, чтобы Денис Мацуев, например, стал сейчас практически «номер один» в России и в мире? Никакие. Слагаемые его успеха: невероятный, фантастический талант, исключительная работоспособность, полное отсутствие «звездной болезни» и постоянное стремление к совершенству, умение непрерывно развиваться.
Что касается Анны, то я не следил за ее творческим развитием. Конечно, чтобы артист стал известным в мировом масштабе, в это надо вкладывать инвестиции. Да, Анна сняла на Западе великолепные клипы, где предстает настоящей оперной дивой. Это ей, безусловно, помогло. Но поверьте, даже если б она этого не сделала, то пусть чуть позже, но все равно стала бы тем, кем стала. Понятно, что здесь крайне важной оказалась еще и помощь продюсера. Однако это не могло кардинально повлиять на ее талант. И талант человека также не влияет на работу продюсера. Он лишь обязывает последнего более трепетно и точно выстраивать всю стратегию раскрутки, чтобы одаренный артист как можно скорее стал звездой.

5: Кстати, продюсер свои деньги в исполнителя вкладывает?

Т. Ш.: Нет. Этой практики нет даже в поп-музыке. Продюсер – это человек, который находит под проект инвестора, поэтому артист «обязан» и продюсеру, и инвестору. Конечно, тяжело, когда артист расстается с продюсером, не отработав всех вложенных в него денег и титанических стараний. Когда он их отрабатывает, тогда они могут спокойно, красиво расстаться, если они цивилизованные люди.

5: Точно такая же картина и в менеджменте академического исполнителя?

Т. Ш.: В классике мы не дошли до таких отношений вообще. Я очень надеюсь, что это время не придет. Инвестиции здесь нужны исключительно для раскрутки уже готового, состоявшегося артиста. Они не влияют на собственно искусство, профессиональный уровень исполнителя. А в поп-музыке наоборот: вкладываешь больше – получаешь больше, но как только перестаешь вкладывать – артиста, если он априори неталантлив, быстро забывают. В академической музыке такого не может случиться. Если человек в своей работе, своим талантом уже достиг какой-то планки, то он, если сам того не захочет, уже не сможет опуститься ниже уровня своего мастерства.

5: Понятно. Но что все-таки делать еще неизвестному, совсем молодому музыканту?

Т. Ш.: Работать. Сидеть и играть всю жизнь, если хочет посвятить себя этому без остатка. А если не может, то пусть занимается каким-то посильным трудом, чтобы, как говорится, поддерживать штаны. Если это человек искусства и у него есть помощники, то возможностей обратиться в разные компании огромное количество. Если его приглашает филармония, не стоит бояться подписывать с ней контракт и играть в абонементных концертах. Пусть даже за небольшой гонорар. Артист не сможет состояться как творческая личность, если опустит руки и скажет: «Я никому не нужен». Прежде всего он должен много и тяжело работать.

5: Как Вы думаете, можно ли «продвинуть» нашу публику до такой степени, когда она будет готова платить деньги за классическое искусство? Чтобы можно было привозить артистов, о которых Вы говорили выше? Чтобы кроме Дениса Мацуева, у них были и другие любимые артисты – европейские и американские инструменталисты?

Т. Ш.: Ну, знать и любить Дениса Мацуева, Екатерину Мечетину, Вазгена Вартаняна – это уже большое достижение. Но отвечая на Ваш вопрос, скажу, что этого тяжело достичь, если у нас первые пять телекнопок не будут каналами «Культура» как минимум. Художественно образовать публику трудно, потому что зрителя без конца кормят «Аншлагами» и Петросянами. То, что происходит на экранах телевидения, мягко говоря, упадок, бескультурие. Телебоссы отвечают: «Что люди хотят смотреть, то мы и показываем». Это лукавое и даже циничное утверждение. Наоборот: что людям показывают, то они и смотрят!

5: Вы читали книжку «Кто убил классическую музыку?»?

Т. Ш.: Я ее и читать бы не стал, потому что музыку никто не убивал. (Смеется.) Странно, что об этом говорят, потому что убежден: классический, академический музыкант в своем искусстве никогда ни от кого не зависит. Он может сидеть в студии, как Глен Гульд последние 20 лет жизни, и записывать так, как никому и не снилось.

5: А потом как Ван Гог и Гоген – получит всемирное признание…

Т. Ш.: Да, именно так. Кому надо – тот будет его знать и ценить. А публике «Аншлага», поверьте, это абсолютно не нужно.

5 : Когда пианист Григорий Соколов приезжает в родной Санкт-Петербург с концертом, висит блеклая, еле заметная афиша. И все: ни на радио, ни по ТВ – ни слова. Однако на концерте аншлаг! Там просто яблоку негде упасть.

Т. Ш.: Об этом и речь. Прочитайте все же Глена Гульда. Это должна быть настольная книга любого музыканта и вообще образованного человека.

ИНТЕРВЬЮ ТЕЛЕКАНАЛУ «5 КАНАЛ», Санкт-Петербург

источник: Блог Табриза Шахиди

Отрицательный голосПоложительный голос (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 25 Янв 2009 в 17:38.
В рубриках: Колонка журналиста, Люди.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи| Trackback URI

1 комментарий»

Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

  • Подвески трубопроводов пружинно www.chelmash.com.
    Лингама что это такое массаж лингама bodyspatop.com.

Блоги

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Ищу «прынца»

Ищу прынца
У меня есть подруга. Назовём её Марина. Красотка она редкая: стройная кареглазая брюнетка с длинными вьющимися волосами и белой ...

08 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее