Если нам судьба

1Этот фильм о непростой судьбе актера Власова, которого сыграл Александр  Домогаров. Сыграл фантастически точно, искренно и проникновенно. А мощь его актерского таланта настолько сильна, что сбивает с ног его достаточно именитых партнеров, которые, впрочем,  и сами это понимают, и без слов уходят в тень, предоставив ему возможность сыграть «первую скрипку».

А фон этой скрипки очень надежный и интересный. Мы увидели очень хорошие актерские работы Татьяны Лютаевой, Сергея Рубеко, Сергея Маховикова, благодаря которым зритель не выключит телевизор на четвертой серии, устав от несуразицы на тему милицейско-детективных несоответствий.  А некоторые эпизоды, сыгранные Альбертом  Филозовым, Еленой Галибиной, Евгенией Пресниковой,  просто по-актерски блистательны. Также меня весьма порадовали молодые актеры, которые пока не дотягивают до уровня своих старших товарищей, но они стараются, и надеюсь, что у них все впереди.

Уверена, что после премьерного показа фильма в России  мы услышим много упреков в адрес исполнителя главной роли, которого будут обвинять в том, что в этом фильме  он сыграл самого себя, ведь  некая часть зрителей  очень часто проецирует судьбу героя на его исполнителя,  в результате чего происходит смешение актера и его образа, подмена «объекта». Однако искать  параллели в судьбе между реальной жизнью  актера Александра Домогарова и жизнью его героя я не намерена,  не считаю правильным, и никому не рекомендую заниматься такими изысканиями.
Попытка создателей фильма снять сериал в детективном ключе абсолютно не удалась,  потому что уже очень скоро   все становится понятным, и мне остается только печалиться по поводу того, как непреодолимое и неуемное желание продюссеров фильма и канала заработать на рекламе очень вредит отдельно взятому фильму. Несмотря на то, что сюжет чрезвычайно затянут, и временами провисает, есть в этом фильме то,  что меня порадовало. Создатели фильма ставят героев в предполагаемые, достаточно узнаваемые жизненные ситуации, и  герои проживают свою жизнь, так как могут, так как им судьба. И ты понимаешь, что да, действительно, в жизни бывает вот так, а порой еще круче и жестче.

Актер Волков в исполнении Александра Домогарова бесконечно уставший,  замотанный реальностью, и не очень счастливый человек. В этой жизни его все окончательно достало. Изо дня в день репетировать новый спектакль, одновременно сниматься в сериалах, играть основной репертуар тяжело. Ясно одно, что работа с какого-то момента прекратила доставлять ему радость, это огромный и очень тяжелый  воз, который он тянет по привычке. Да и в личной жизни он основательно заблудился,  можно наблюдать полный джентльменский набор: бывшая жена, с которой у него никак не получается разойтись  в течение двадцати лет; гражданская жена, которую Власов откровенно не любит, но к которой привык, потому что ему удобно и привычно, и потому что она терпит  все его маленькие шалости. В роли маленькой и тоже страшно надоевшей шалости  выступает бывшая студентка актера, с которой он репетирует новый спектакль. Чтобы  жизнь ему окончательно не казалась медом, на горизонте возникает поклонница, которую он много лет тому назад снял на минутку около «служебки» театра,  после чего  благополучно успел ее  позабыть. Теперь спустя столько лет он внезапно получил фотографию сыновей – близнецов.
Проникновенно и очень точно сыграла роль жены  Власова Ольги  Татьяна  Лютаева. 2
Актрисе  удалось показать  и  полную      невостребованность своей героини в жизни и ее личную трагедию. Много лет тому назад ради благополучия семьи она пожертвовала  карьерой,  а потом случилась обычная история: муж ушел к другой. Дочка выросла, у нее своя жизнь, а Ольга осталась совсем  одна, и ей очень страшно в своем одиночестве. Ее любовь разбилась на тысячу маленьких хрустальных осколков, которые при каждом воспоминании вновь и вновь ранят ее,  но ни забыть, ни простить, ни окончательно отпустить мужа уж столько лет она не может. «Я хочу, чтобы тебе было плохо, очень плохо, понимаешь, - говорит она Власову, который в очередной раз пришел просить развод». - Эти жестокие слова произносят губы, а глаза, нет, в них ни презрение, ни ненависть, в них непроходящая боль, и любовь, которую она не может вырвать из своего сердца,  а вернее, не хочет. После гибели дочери жизнь для нее потеряла хоть какой-нибудь смысл. В таком ужасном горе часто теряется объективность и справедливость, потому что  боль и чувство вины порой ослепляют, муж и жена начинают выяснять, кто виноват больше в случившейся трагедии, и горькие и несправедливые слова могут навсегда развести людей по дальним углам, где каждый будет страдать  в  одиночку, а стена непонимания между двумя будет с каждым прожитым днем выше и страшнее.
Власов в этой непростой ситуации понял, а правильнее сказать почувствовал, что  спасти жену от глухого отчаяния может только одно: его слова любви. 3Это потребовало от него определенного мужества, и в этих предполагаемых обстоятельствах он просто по- актерски отыграл маленький этюд о любви,  и смог это сделать достаточно достоверно. Ольга поверила ему,  и встряхнулась. Однако жесткое появление гражданской жены Власова Катерины разрушило всю картинку. Ольге оставалось одно: шагнуть с балкона, уйти туда, где она увидится с дочерью вновь. Она вполне заслужила свое «небо в алмазах».

Рассказать достоверно, точно, не впадая в истерику, о том, какие чувства испытывают родители, внезапно потерявшие единственную дочь, непросто и удается единицам.
И создатели фильма вряд ли справились бы с такой непростой задачей, если бы не Александр Домогаров. Сыграть горе с холодным носом невозможно. Можно только попытаться понять, прочувствовать и прожить эти очень непростые дни после гибели дочери со своим героем. Домогаров  прожил потрясающе, невероятно, правдиво, искренне. И очень достоверно. Без слов, только в глазах море горя и нескончаемая боль.

Все недостатки сериала я простила  режиссеру и сценаристу только за то, что они попытались быть правдивыми.  Потому что именно так, или похоже ведут себя люди  в жизни. Вот так сидят и часами, не отрываясь,  смотрят кассету, на которой  родной человек есть, он там, и кажется, что так будет всегда, и что  ничего плохого с ним произойти не может. Это потом, многие годы спустя, ты не сможешь  заставить себя включить запись снова, потому что невероятно больно, и для тебя каждое воспоминание  удар рукояткой ножа  в незаживающую рану.  Ты вот также в своем горе прячешься от людей, от их слов, тебе необходимо  побыть одному, и толпу просто физически невозможно вынести.  И когда Власову удается отключиться на время, так хочется сказать жене Власова Кате, не звони ему, оставь его, пусть поспит подольше, только во сне он не чувствует боль утраты.

5Актриса Елена Руфанова, сыгравшая в фильме гражданскую жену Александра Власова, меня, как зрителя, вполне убедила в том, что она любит Власова. Действительно, любит, и с большим терпением, пониманием и порой снисходительностью относится к мужу.
В молодости  она очень серьезно влюбилась в мальчика из очень неблагополучной семьи Павла Матвеева, мужественного, гордого и очень цельного. Однако совместного будущего у них, на взгляд  Катиной сестры  Лиды, не может и не должно  быть. И Катя отступила, вышла замуж за практически первого встречного профессора и уехала в Москву. Но простить сестре  свою разбитую и утраченную мечту о счастье, как и  случившийся на нервной почве выкидыш, никогда не смогла. И Лида виновата в том, что не захотела попытаться понять сестру, и ничтоже сумняшеся  разбила отношения Кати с Павлом. Никогда не стоит влезать  в отношения близких со своими представлениями и поучениями о том,  что жить нужно только так, и никак иначе. Каждый должен пройти свой путь сам, как ему судьба.

Спустя годы муж умер, и Катя встретила актера Власова. Однажды отступив в любви, она поняла, что если любишь, то надо стоять насмерть. И в этой борьбе Екатерина не по-женски беспощадна. Желая получить Власова в единоличное и окончательное владение, она  вполне сознательно доводит Ольгу до самоубийства. И нет у нее ни капельки жалости к матери, только что похоронившей дочь, только желание отодвинуть, уничтожить ее. На войне, как на войне.
Совершенно случайно обнаружив в книге  письмо с фотографией близнецов, она узнает своих племянников. Так сложилась картинка,  что женщина, написавшая письмо Александру Власову, это Лида, родная сестра Кати, и живет она сейчас в родном городе Баратове у  Павла Матвеева, который превратился в  достаточно крутого бизнесмена городского масштаба, и именно он помог вырастить Лиде сыновей. Кате показалось, что Лида, узнав, что ее муж – Власов, намеренно направила письмо, попытавшись еще раз вмешаться в ее жизнь. Она едет в  Баратов с  единственной целью поговорить с сестрой и получить ответ на мучивший ее вопрос, едет, а может даже бежит от действительности, ведь у следователя, который ведет «дело» Ольги, есть все основания предъявить Кате обвинение по статье «доведение до самоубийства. Находясь в абсолютно неадекватном состоянии, во время разговора с Лидой  она вытащила из сумки пистолет, и случайно, не специально, нажала курок и ранила следившую за их разговором детектива Елену Лукову, и Екатерину  застрелила выстрелом на поражение подоспевшая группа.

Создатели фильма дали зрителю шанс взглянуть на чужую жизнь (а в идеале и на свою) с точки зрения того, что не стоит делить людей на хороших и не очень,  люди иногда поступают плохо не потому, что они  бесповоротно ужасные, а потому что иногда обстоятельства бывают сильнее. Я не могу сказать, что Екатерина полностью отрицательный персонаж, а ее сестра Лидия – положительный. Слишком много чего в них намешано. И говорить о том, что вот зло в лице Катерины наказано, мне не хочется,  впрочем,  за все свои ошибки и заблуждения она  заплатила. Своей жизнью. И почему-то Лидия, вся такая правильная,   не внушает мне  доверия. Не произвела на меня впечатление и актерская работа Анны Осиповой, Анжелики Попроцкой, которые сыграли Катю и Лиду в молодые годы, в их игре,  к сожалению, не прозвучало ни  одной живой, человеческой интонации.

Хочется заметить, что сценарист явно перемудрил с любовной сценой в подъезде. Потому что это слишком  примитивно и пошло: снять   незнакомку у «служебки», и коротенько и достаточно цинично ее, извините, другого слова не подберу, это  самое точное, трахнуть в грязном подъезде,   и слова Лидии  в этой ситуации «я тебя люблю»  абсолютно неуместны, фальшивы  и вызывают  чувство раздражения. Спустя  годы Власов с большим трудом вспоминает подъезд  и  «себя, дурака с бутылкой шампанского», а черты Лиды  тонут в тумане.  Может быть, так оно и может случиться в жизни,  но то, что  нам показали, это все точно не о ЛЮБВИ.

6Третья женщина, которая очень искренно относится к Власову, это Аня Капицына, его бывшая студентка, с которой он нынче репетирует спектакль.
Для него это просто маленькое, ни к чему не обязывающее  развлечение, которое он постарался закончить, ведь история попала в желтую прессу, что, конечно, не порадовало гражданскую жену Власова. И еще нет у него веры в то, что девочка может любить его   просто так, без особой для себя выгоды. Когда студентка пришла к нему домой с  известием, что она беременна, то Александр повел себя не только жестко, но и цинично. «Даже не начинай. Этого не может быть. Даже  если это  и  так, то мне это не нужно, а тебе невыгодно. Как друг, я могу быть более полезен». Посмотреть девочке в глаза он так и не удосужился. И только в больнице, когда он пришел ее навестить, только тогда  и там у него в глазах мелькнуло чувство сожаления и горечи. В этот трудный  момент девочка все правильно поняла, и приняла для себя непростое решение. Она могла сломаться, могла озлобиться, но эта история заставила ее резко повзрослеть.  И это очень точная работа Анастасии  Аравиной.

Меня  впечатлила   очень интересная актерская  работу юного  Василия Прокопьева, который сыграл в  фильме  Павла Матвеева в детстве, и в его исполнении  Павел  необыкновенно серьезный, искренний мальчик с обостренным чувством справедливости. Очень ярко сыграл Алексей Панин, и  его герой очень светлый, позитивный человек. И порой очень трогательный в отношении с женой, с которой  никак не может найти общего языка.
И просто необыкновенный образ создала  Елена Галибина  в  роли  «очень занятого доктора» по фамилии Мальчик. И снова правда жизни вылезла. Потому что вот такого невероятно смешного, полностью заблудившегося  в бесчисленных больных невролога можно точно встретить в районной поликлинике. Она  вспоминает и мгновенно забывает фамилии пациентов, путается в диагнозах, и конечно «инфаркта нам не надо, нервы, нервы, диагноз-то  у нас в паспорте, как говорится, получил, распишись».
Для себя я открыла актера Сергея Рубеко, который сыграл следователя, ведущего дело о «самоубийстве Ольги». Такой тихий, незаметный, немногословный, со своими «подходами» к свидетелям, работающий на совесть, и  обладающий чудным талантом проникновения в глубину событий, характеров людей, и их поступков, реальных и возможных.

Необъятный по масштабности и таланту Альберт Филозов, снявшийся в эпизоде, и сыгравший старого актера, которого выгнали из театра. Филозов смог сыграть трагедию актера, у которого в жизни не осталось ничего. Только старые афиши, за которые он  судорожно цепляется,  это тоненькая   ниточка к  счастливому прошлому.  И актриса Виктория Таранец,  которая вызвала у меня  просто чувство восхищения, сыгравшая жену старого актера. Роль  почти без слов, только  огромные, во весь экран глаза, и в них  усталость, обреченность и  отчаяние. Потому что она прекрасно понимает, что если муж живет прошлым, то  она  страшится настоящего.

Только очень сильные и гордые люди умеют пережить горе молча. Власов сможет. И сможет блистательно сыграть премьерный спектакль. И сумеет спрятать  все свои переживания, всю свою боль. Он наконец найдет своих сыновей, и они подойдут к нему  после спектакля. Он потерял всех близких, но судьба ему дала  еще один шанс. И может быть он еще будет чуточку счастлив. Если ему судьба…

Александра  Симонова

Отрицательный голосПоложительный голос (+5 рейтинг, 11 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 03 Янв 2010 в 20:36.
В рубриках: Александра Симонова, Колонка журналиста, Телевидение.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

1 комментарий»

Комментарий by ***
2010-01-04 00:53:40

Большое спасибо за замечательную рецензию! Согласна на 100%.

 
Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (II часть)

74610747_4230267_50828466_1257520994_insightb
«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова»
Томас Дже
фферсон
 
 
     В первой части нашей беседы о ...

18 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее