Фильмы, которые надо смотреть. «Белые ночи» Лукино Висконти (1957)

«Знать, он был создан для  того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего».
И.С.Тургенев

«Белые ночи» - одно из самых сентиментальных  произведений Достоевского, написано им в молодости, еще до ссылки, и  зачастую бывает обойдено вниманием за свою излишнюю чувствительность. Но автор ведь предупредил, что перед нами «сентиментальный роман».

И если посмотреть сначала фильм Лукино Висконти, то по любви и мастерству, с которым снят, он может привести зрителя к желанию прочесть произведение.

И хотя это  не экранизация в прямом смысле слова (сценарий существенно изменен), все  же этот фильм оставляет значительно  больше эмоций и тем для размышления, чем полноправная экранизация Ивана Пырьева 1959 года. Парадокс: итальянская картина менее сентиментальна, но при этом более воздействует на чувства зрителя, чем русская.

Фильм стоит  несколько особняком в творчестве Висконти. Режиссер отошел от неореализма, характерного для первой половины его творчества, но еще не пришел к своеобразной натуралистической картине всеобщего духовного и телесного разложения, которая шире всего развернется в грандиозной «Гибели богов» (1969).

Висконти переносит действие в современную ему Италию конца 50-х. Голод, нищета и тяготы послевоенного времени, так подробно  показанные кинематографом неореализма, постепенно забываются, экономическая ситуация налаживается, Италия входит в число развитых стран, растет благосостояние граждан. И воцаряется новый феномен – «общество потребления». Общество, так долго терпевшее лишения, хочет наесться и нарадоваться жизнью досыта.

В ту пору многие интеллектуалы, в их числе и Висконти, уже предупреждали: общество переходит на материальные ценности, забывая о ценностях духовных. Европа вступает в эпоху нравственного и морального обнищания. Это мастерски выражено в сцене танцев в баре: сумасшедшие рок-н-ролльные ритмы, экстатические телодвижения, никаких принципов и никакой ответственности.

Именно поэтому  герои так нелепо и неуместно  выглядят  в толпе танцующих. Ведь герои Достоевского (но и герои Висконти) – фантастические, почти сказочные персонажи. Посреди «общества потребления» вдруг совершенно чудесные создания – Мечтатель, блестяще воплощенный Марчелло Мастроянни и девушка Наталья (итальянский вариант Настеньки), пришпиленная булавкой к бабушкиной юбке.

Да где  же отыскать столько искренности, доверчивости, доброты и красоты, как в этих двух созданиях? Они, очевидно, не от мира сего, а потому и живут своими собственными правилами: встречаются  только по ночам, доверяют друг другу самые важные свои тайны, а главное – искренне верят, что в этом мире и для них найдется кусочек счастья.

Но так  не бывает! Это знал еще Достоевский, а поэтому создал Жильца, который  у Висконти почти теряет физический облик, становится каким-то призрачным и далеким возлюбленным, который появляется весьма некстати и лишает Мечтателя самой главной его мечты. Кстати, свое законное амплуа героя-любовника Мастроянни здесь отдаст Жану Маре (Жилец).

Дальнейшая  судьба Натальи нам неизвестна (у  Достоевского Настенька выходит  замуж). Но обрела ли она искомое  счастье? Разве может быть счастливо  такое романтическое, порывистое создание с таким призрачным, безликим, о котором говорят: «Да существует ли он вообще?»

В финале, словно чтобы оправдать в названии слово «белые», вдруг пойдет снег. И счастье, отпущенное Мечтателю, исчислится именно теми минутами снегопада. В конце концов, такой сказочный, не от мира сего, персонаж и счастье должен получить соответствующее – мимолетное, почти нереальное, длящееся одно мгновенье.

Обычный зритель  взгрустнет, а Мечтатель спросит: «Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?»...

Валерия Данилина

Отрицательный голосПоложительный голос (+4 рейтинг, 8 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 17 Ноя 2009 в 0:58.
В рубриках: Валерия Данилина, Кино, Колонка журналиста.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

Комментарии (2)»

Комментарий by Катя
2010-02-24 12:09:52

Согласна, что этот фильм, который надо смотреть. Просто «просмотрев» его в первый раз, впечатление произвели только танцы и снег в конце фильма, и ,конечно, сказочно красивые герои. На днях смотрела снова, открыла для себя совсем другой фильм. Может слишком мечтательный, потерянный, но такой искренний, сочувствующий и влюбленный главный герой вызвал огромную симпатию, сожаление его одиночеству. Невозможно забыть героиню, по неволе замкнутую в своем мирке, ограниченную в общении, и такую верную, счастливую, открытую, чистую в ожидании любимого. Сложно полностью выразить ощущения, но фильм стал для меня открытием и оказался очень близким по духу. Спасибо автору за статью.

 
Комментарий by March_Flower
2010-03-08 13:12:25

8 марта — наш день!!! Девчёнки — с праздником, мальчишки — крепитесь, день только начался)))

Какой сегодня изумительно красивый Гугл, только взгляните!!! Да и контакт с ромашечкой, очень мило))

 
Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (II часть)

74610747_4230267_50828466_1257520994_insightb
«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова»
Томас Дже
фферсон
 
 
     В первой части нашей беседы о ...

18 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее