Ворошиловский стрелок

Станислав Говорухин вряд ли нуждается в чьих либо рекомендациях. Кто не знает его сериал «Место встречи изменить нельзя» с блистательным Высоцким в главной роли? Кто не знает его «Пираты двадцатого века»? Или его «Дети капитана Гранта»? «Двенадцать негритят»?… И вот очередная картина режиссера: «Ворошиловский стрелок».

Фильм был снят в лютые, окаянные девяностые. Снимать в те годы полнометражный фильм рискнул бы далеко не каждый. Сериалы о новорусских героях – «бандитах», о «ментах», изредка о современных Золушках, которым повезло стать избранницами «новых русских» - вот и все, чем радовал нас отечественный кинематограф. Станислав Говорухин решился отступить от правил, выйти из накатанной колеи, и угадал – как всегда!

Сюжет незамысловатый, в духе времени. Три великовозрастных балбеса изнасиловали девушку, внучку старого машиниста. Экая невидаль, скажет зритель, кого этим удивишь в лихие девяностые! Это как неожиданный камнепад или лавина: неприятно, скверно, досадно, мерзко – но ничего не поделаешь: стихия. И жаловаться вроде бы и не на кого – не на всевышнего же, в самом деле! Впрочем, в новой, приобщенной к общечеловеческим ценностям и американизированной России изнасилование как-то уже и не считается преступлением, наоборот – женщина счастлива и горда! Значит, ее заметили, значит – привлекательна, сексуальна! Секси, как говорят о таких в новой России. Так что, смирись, гордый человек! – скажет зритель. И будет не прав.

Конечно, время внесло свои коррективы в самосознание человека. Того самого, который когда-то звучал гордо. Ныне он уже если и звучит, если где-то что-то и осталось, - то еле-еле, чуть слышно шепелявит. Странно иногда видеть эту покорность, эту всегдашнюю готовность подставить другую щеку, даже если тебя еще не ударили и по первой, еще только собираются. Может, и не ударят еще, а он уже подставил. Так, на всякий случай. Выродился некогда гордый и непокорный, не сломленный врагами народ!..

Не таков старый машинист (М. Ульянов)! Он прожил долгую и трудную жизнь: тут и война, тут и трудные послевоенные годы восстановления страны, и «оттепель», и новое «закручивание гаек», и перестройка. Всего хлебнуть пришлось, но не привык мириться старый паровозник с оскорблением, сохранилось в нем чувство собственного достоинства и вера в справедливость закона, жажда этой справедливости.

Увы!.. Эта вера разбилась в первые же дни после трагедии. Во-первых, сразу же отпустили насильников, потому что у одного из них папочка был полковником милиции. А во-вторых, следствие сделало все, чтобы замять дело. Достаточно было посмотреть, как погано распустил слюнявые губы следователь (В. Семаго), когда внучка старого машиниста пришла по повестке в его кабинет, как изгалялся над бедной девушкой, унижал, насмехался.

В одной из эпизодических ролей мы видим Георгия Мартиросяна, он исполнил роль еще одного служителя Закона - прокурора. Маленькая, совсем незаметная роль, а как блистательно сыграна? Какой типаж? Какой характерный получился у Мартиросяна герой!.. Чинуша! Столп общества. И на непроницаемом лице надпись: сюда без «стимула» не ходи! А ты, старый, пришел тут… медальками звенеть!.. Против кого? На кого ты хвост поднял?.. На нового русского?.. Или на полковника милиции?.. Кто ты такой? Что ты хочешь, что ты можешь?..

Но Ульянов не был бы Ульяновым, если бы спасовал перед чиновничьим рылом. Его герой, старый паровозник, и не таких видел, но не привык кланяться… И как точно определил он породу таких чинуш, как в паспорт припечатал, бросив в суровое лицо прокурора: засранец!

Именно – засранец!.. Только таким словом и можно охарактеризовать тот слой населения одной шестой части суши, который вдруг не знамо, откуда появился на нашей земле. Выросли в одночасье, как грибы-поганки!

И когда понял старик, что не пробить ему эту стену, что плотно стоят засранцы на пути закона и справедливости, что они сами – Закон, и что Закон у нас – такой же точно Засранец, написанный думскими засранцами, ему не осталось ничего другого, как вершить суд самому. Зло должно быть наказано, иначе – какой смысл в этой жизни!.. За что, тогда, он воевал, ради чего гнул спину от зари и до зари?.. За кого?.. За этих… засранцев? Так, что ли?

Нет, не так! - сказал себе старик, и один стал на тропу войны.

Месть – плохой помощник, плохой советчик. Недостойно цивилизованного человека опускаться до уровня средневекового дикаря, но что же остается делать, если кругом одни засранцы, и только этот язык они и понимают?.. Что же делать, если вразумить таких можно только выстрелом из ружья?

Кстати сказать, сегодня многие рассуждают о тоталитарном режиме, который, якобы, гнул и корежил советского человека, выхолащивая в нем все человеческое, но вот ведь какая штука! Старый паровозник как раз прожил жизнь при том, тоталитарном режиме, а ведь не согнулся!.. И это не только в кино. Больно иногда смотреть, как молодой, успешный и холеный, выросший в свободной демократической России, входит в чиновный кабинет на полусогнутых от страха ногах, сжимая в потном кулаке купюры, приготовленный для «стимуляции», и как гордо входит в тот же кабинет старик, проживший всю жизнь в тоталитарном государстве, и смело бросает в лицо чинуши: «засранец»!

Конечно, если разбирать сюжет с точки зрения логики, здравого смысла, можно утверждать: такого не могло быть никогда. Слишком много совпадений!.. Тут и квартира родственницы, как нарочно расположенная напротив дома, где собирались оболтусы, тут и удачная продажа дома в деревне, и поездка в Москву за винтовкой. Первый же мент мог остановить, а они тогда лютовали!.. И то, что участковый (В. Галкин) стал на сторону мстителя, выручил его, совершив фактически должностное преступление, тоже из разряда фантастики. Впрочем, это и справедливо, участковый восстановил баланс, ведь полковник милиции (А. Пороховщиков) тоже совершил должностное преступление, когда вытащил из камеры преступников.

Но это – мелочи! Нам важно, что мы увидели человека, не сломленного жизнью, гордого и независимого, перед которым бессильна армия засранцев с их соответствующими законами... И Говорухин нам его показал.

И - спасибо ему за это!

К сожалению, в последнее время ситуация в нашем кино такова, что в каждой, даже самой большой бочке меда всегда найдется увесистый ковш дегтя. Ну, не могут наши кинодеятели не испортить хороший сюжет!

Не остался в стороне и Говорухин!.. Вот, закончилась эта история, зло наказано: двое негодяев в больнице, третий попал в психушку, перед этим подстрелив родного отца. Справедливость восторжествовала, каждый получил по делам своим!.. И как символ очищения, над городом прошумела гроза, ярче зазеленели листья на деревьях, и асфальт заблестел под солнцем. Ожила природа, ожила и внучка старого машиниста: вспомнила, что она учится в музыкальном училище, взяла гитару и запела… по-английски.

Александр Лысенко

Отрицательный голосПоложительный голос (+4 рейтинг, 4 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 04 Июн 2009 в 14:52.
В рубриках: Александр Лысенко, Кино, Колонка журналиста, Рецензия.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

Комментарии»

Комментариев нет.

Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (II часть)

74610747_4230267_50828466_1257520994_insightb
«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова»
Томас Дже
фферсон
 
 
     В первой части нашей беседы о ...

18 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее