Журфак как он есть на самом деле

Журналистский корпусКогда я, будучи ученицей 10 класса, начала мечтать о поступлении на журфак, этот факультет казался мне верхом моих самых смелых желаний. Казалось, стоит мне только поступить, как мечтать больше будет не о чем.

Это было в далёком 1998 году. Мой папа был сварщиком, мама – бухгалтером в заготовительной конторе, ни у кого из нашей семьи не было высшего образования, потому что никто не считал его наличие подспорьем для успешной жизни. В те времена (как мне казалось) на платном учились лишь неудачники, у которых по счастливому совпадению имелись родители при деньгах. Все смышлёные ребята поступали на бюджет, но бэби-бум 80-х резко скорректировал представления общества о праве на бесплатное образование. У меня не было богатых родителей, и знаний, достаточных для штурма БГУ тоже не было, поэтому и шансов тоже было немного. Особенно, если учесть, что в те далёкие годы конкурс на журфак составлял что-то около 13 человек на место, нужно было сдавать иностранный язык (который в нашей провинциальной школе преподавался не ахти как), «Человек и общество» (которое в нашей школе не преподавалось вообще никак) и историю (которую я крайне не любила и не люблю по сей день). По-моему так, хотя могу в чем-то и приврать, потому как досконально уже и не помню. Помню только, что была уверена в том, что никогда в жизни мне на этот журфак не поступить.

После школы я действительно сцыканула поступать, потому что отчётливо понимала, что шансов у меня не было никаких – без подготовительных курсов, без репетиторов. Понимание этого, наслаиваясь на мою заниженную самооценку, дало мне понять, что неудачи я не переживу. Поэтому я даже не попробовала, а сразу пошла в колледж.

Но прошло 6 лет, и двери журфака буквально распахнулись передо мной. Практически сами собой. Я даже сил почти не прикладывала. К тому времени вместо кучи экзаменов ввели два теста и «внутренние» сочинение и собеседование. Всё, что требовалось от меня для поступления на заочку (тратить еще 5 лет на очное обучение тогда я уже не могла и даже не хотела), — это копия трудовой книжки. И вот я здесь.

Нужно сказать, что поступала я с почти теми же трепетными чувствами и мыслями, что и тогда, когда хотела. Но у меня уже не было синдрома абитуриента: когда сам себе чуть ли не клянёшься в том, что если «дело выгорит», ты будешь самым прилежным студентом на свете, откажешься от всего ненужного и занимающего время во имя учебы, ведь хуле там – мечта сбылась! Хотя позывы были, преимущественно два раза в год на неделю после каждой сессии, когда давала себе обещание больше не затягивать с подготовкой до последнего (к слову, этого так ни разу и не получилось его сдержать). Трудно быть прилежным студентом, особенно заочником. Какая нафиг учёба, если нужно зарабатывать на жизнь. Но это была самая короткая очередь за дипломом.

Да, с возрастом приоритеты меняются. Если после школы я прагнула ведаў, то 6 лет спустя мне тупо стала нужна «корка». В нашем государстве с его модой на высшее образование иначе никак, если хочешь идти дальше и собираешься прыгать выше жопы. И вот я почти у кассы – в июне я уже получу заветную «корку» (если всё будет хорошо). И что же дал мне журфак?

Со мной в группе учатся всякие интересные люди, многие из которых даже на пятом курсе имеют довольно смутное представление о том, что такое журналистика. Когда ты платишь государству за учебу, ему откровенно пофиг, какой из тебя выйдет специалист и выйдет ли он из тебя вообще. Его дело – наградить дипломом, остальное – заботы самого человека и его работодателей. Поэтому я не ожидаю, что диплом распахнет мне двери в другую жизнь и принесет на блюдечке с голубой каёмочкой интересную работу, достойную зарплату, социальные гарантии и домик в агрогородке. Более того, я отчётливо понимаю, что положу я свой диплом на полку и хорошо, если когда-нибудь доведётся им покичиться.

К вопросу об одногруппниках. Я очень люблю и уважаю Сашу. Хороший парень, ипэшник, занимается металлоконструкциями. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что за 5 лет учебы он не написал ни строчки. Но диплом мы получим вместе. Когда я спросила Сашу, на кой хер ему сдался журфак, он пожал плечами. Чёрт, жалко, что Саша не пишет. А ведь какая могла бы быть творческая дипломная работа – «Металаканструкцыі ў журналістыцы, альбо Што я раблю на журфаку”. И таких людей, как Саша, не один и не два. Да и те, кто что-то пишет, тоже порой очень далеки от того, что называется журналистикой.

Не знаю, может на дневном всё по-другому, но на заочников в нашем теперь уже институте смотрят исключительно как на дойных коров (поскольку большинство учится на платном). Редкие преподаватели действительно попытались что-то вложить в нас, чаще понимали, что их старания напрасны. Заочников не испугаешь низкой отметкой, у них только две оценки – “сдал” и “не сдал”. Поэтому практически никто и не заморачивался. Кто-то говорил это прямо и открыто, кто-то прикрывался тем, что “вы работаете и должны уже сами всё знать”. А нам-то что – лишь бы геморроя поменьше. Вот так и прошли все 5 лет по пути наименьшего сопротивления.

Я долго ждала, когда кто-нибудь придёт к нам на пары, сядет на край стола и в неформальной беседе начнёт рассказывать что-то типа того, о чём я пишу в своём блоге. Так сказать, поговорит с нами за жизнь, о насущном, расскажет, что к чему, покажет, как надо и как не надо (и как можно, если очень хочется, но нельзя). Но хрен там. Несколько людей за 5 лет рассказывали о том, как писать лид, но никто не рассказал о том, как искать темы для статей, чего опасаться, готовя критические материалы, что такое правило постоянного контакта и чем это может помочь в профессиональной деятельности.

Первых три года нам вообще тупо разрывали мозг литературами и языками. Многое из этого я уже проходила в коллежде (дай бог, филолог же), но тут пришлось заново засирать свой мозг. Я, конечно, согласна с тем, что чтение литературы просвещает… Но лично я предпочитаю читать то, что мне нужно и интересно, а не “Одиссею” и “Иллиаду”, которые лично мне в плане интеллектуального развития абсолютно ничего не дали. У меня вообще появляется отвращение ко всему, что мне навязывают, а тут за три года мне навязали столько всего, что это было просто неприятно. Спасибо отдельным преподавателям за то, что кое-что переносили из ведомости о моих знаниях из колледжа в счет экзаменов и зачетов, тем самым освобождая меня от лишнего геморроя. Но погеморроится всё-таки пришлось не раз.

Итак, как я уже написала, самыми трудными были первых три года. И дело не в том, что эти годы ты работал на зачетку, чтобы потом она работала на тебя. Как раз у многих из нас в зачетках такое разннобразие оценок, что сложить мнение о способностях студента очень и очень сложно. А это говорит о том, что учеба на журфаке – это чистой воды лотерея: повезёт сдать на шару – круто, 9 баллов, не повезет – будешь таскаться за преподом полгода, пока не возьмёшь его измором.

Когда закончились языки и литературы, началась самая настоящая халява. Было пару стрёмных предметов, но в целом жизнь стала проще и значительно радужнее. На последней сессии было такое чувство, что в деканате вообще не знали, чем нас занять. Мы изучали основы литературно-художественной деятельности, литературно-художественную критику и особенности освещения литературы и искусства в СМИ. Всю эту сессию мне казалось, что кто-то там, в руководстве, просто неудачно пошутил над нами, пятикурсниками. Заниматься такой хернёй на последнем курсе, мне кажется, глупо и даже ни разу не смешно.

На последних курсах преподавателям стало крайне важно, чтобы жопа студента обязательно присутствовала на лекциях. Голову можно было с собой не брать, а вот жопа должна была быть! Пускали листки, по которым потом зачитывали фамилии счастливчиков, кому с барского плеча обломился “автомат”. Видимо, не рассчитывая на постижение читаемой дисциплины, преподы тешили себя тем, что студенты хоть что-то услышат (а если повезет, то еще и запомнят!), если хотя бы просто придут на лекции. Так нами и манипулировали. Поначалу это коробило, а потом пришло осознание того, что это, возможно, и есть самое оптимальное решение.

Несмотря на мои откровенно меркантильные намерения насчёт журфака, я всё-таки ожидала от него большего – как-никак хрустальная мечта моего босоногого детства. Понимаю, что некоторым преподавателям было откровенно мало времени для того, чтобы раскрыть перед нами суть своего предмета (в этой связи вспоминается фамилия Кулинка – одна из тех, которая не просто запомнилась, но и оставила светлый след). А у некоторых времени было достаточно, но они тратили его на откровенную херню и тупые разговоры ни о чем (это к слову о госпоже Беляковой с её якобы агроэкологической темой). Но больше всего во время сессий меня бесило то, что ты был вынужден слушать порой откровенный бред, ведь в жизни от такой необходимости избавляешься очень просто – встал и ушел. А тут нельзя, и меня это очень напрягало. А сказать откровенно, что кто-то несет чушь, сами понимаете, было чревато последствиями. Поэтому я сдирала пальцы в кровь, наяривая тетрис, чтобы хоть как-то защитить свой мозг от несанкционированного проникновения в него разрушительной информации.

Нам не раз повторяли, что журфак – это творческий факультет что типа тут приветствуется твоя индивидуальность, преподаватели открыты для диалога и противоречивых мнений. Всё это чухня. Препод – он и на журфаке препод, с непоколебимостью своего мнения, с нежеланием прислушиваться к мнениям отличным от своего, с уверенностью в своей опытности и знаниях, с присущим ему разделением на ведущих и ведомых. Никто не любит, когда ему показывают, что его мнение может не оказаться той истиной, которой он его уверенно считает. Точно так же, как никто не признает своих ошибок на людях. Потому что люди – они и на журфаке люди. И если ты не хочешь мЕсти за вольнодумство и радикальность своих взглядов на жизнь и профессию, лучше помолчать.

Итак, что же мне дал журфак? Сказать, что ничего – нельзя. Сказать, что очень многое – тоже не могу. К этому случаю подойдёт утверждение, что ничего не бывает просто так. Умные люди, к коим я отношу себя, всегда извлекут для себя что-то полезное даже из самого бесполезного. То, что извлекла я, я в том числе потихоньку выливаю и в этом блоге. Единственное, чего жаль, — это пяти лет. Всё то, что вкладывали в нас на протяжении этого времени, можно было сделать за год интенсивной терапии. И когда мой друг и коллега по опасному бизнесу сказал, что теперь на заочке вместо 5 уже сделали 6 лет (ему подфартило меньше), я выпала в осадок. Хотя, в этом нововведении нет ничего не закономерного – “надо ж ведь яблочку с чего-то рожать”. Очевидно, что и руководством журфака (а то и Минобром) руководят отнюдь не гуманистические цели о повышении качества образования. Государству тупо нужны деньги. Потому как растягивать эту тягомотину на 6 лет, ИМХО, нет абсолютно никаких логичных предпосылок. Поэтому за свою меркантильность мне ни капельки не стыдно. Но теперь для меня журфак – это совсем не та цитадель, о которой мечтала 15-летняя провинциальная школьница с заниженной самооценкой.

Всегда ваша, Жена Бунши

Отрицательный голосПоложительный голос (+7 рейтинг, 27 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 02 Мар 2011 в 0:50.
В рубриках: Блог журналиста, Жена Бунши, Колонка журналиста.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

Комментарии (15)»

Комментарий by Валерия
2011-03-18 16:23:01

В чём-то согласна, а в чём-то и нет. Я только в 11 классе поняла, что хочу стать журналистом, а именно корреспондентом. Что меня привлекло в этой профессии? Я могу общаться с людьми, заниматься творчеством, писать статьи, брать интервью, посещать концерты и писать рецензии и многое другое. Да, в наше время обычный обыватель, не получивший образования журналиста, может пойти работать в редакцию, может делать всё то, чему мы сейчас учимся ...и это огорчает. Что же нам даёт журналистское образование?! Я даже подумываю о том, что в будущем буду работать не по специальности...Но, ни смотря ни на что, учиться мне нравится...пока. И кстати, не все преподы такие) хотя, большинство, признаюсь, даже и слушать не желают мнения студентов...

Комментарий by Марго
2011-08-19 11:42:51

Никакой журфак не сделает из «обычного обывателя», как вы изволили выразится, талантливого журналиста. Поэтому в данной профессии часто преуспевают не специалисты по диплому, а журналисты по призванию, окончившие мед, пед или еще бог весть какой институт. Главное — уметь анализировать события, искать нетривиальные подходы для подачи материала, использовать нерастиражированные информационные поводы и т. д. и т.п. Для этого одной начитанности и знания репортерских приемов мало — нужен философский склад ума, высокие коммуникативные способности, умение четко структурировать тексты et cetera. Ну и при чем тут журфак? Умный человек не питает иллюзий, что из него там сделают суперредактора или корреспондента. Природных способностей и самостоятельных изысканий еще никто не отменял. А то, что Булгаков с Чеховым и масса других «гениев пера» не имели профильного образования, вас не огорчает? Боюсь, что основную массу журфаковцев составляют примитивы. В люди же выбиваются те выпускники журфаков, которые и без соответствующей «корочки» имели бы успех. Не знаю, что лично вам дал этот факультет, но то, что вы не научились отличать сложный предлог «несмотря ни на что» от сочетания деепричастия с отрицанием «не», да еще и влепили «ни» вместо «не», — это факт!

Комментарий by Марго
2011-08-19 11:45:46

Хочу пояснить: мой комментарий относится к заметке Валерии, а не к посту Жены Бунши!!!

(Comments wont nest below this level)
 
 
 
Комментарий by Лидия
2011-03-22 22:44:15

Хочу сказать, что я учусь на бюджете.Но на нашем факультете много и студентов-платников, а учат нас одинаково.Я люблю профессию журналист, но точно знаю, что не буду заниматься журналистской работой всю жизнь...И всё таки, я не буду жалеть о годах, проведенных в универе, ведь журналисты-это творческие люди =) И на моем курсе ВСЕ такие =))) А общение с творческими людьми — это всегда море позитива =)

 
Комментарий by Ксения
2011-03-23 00:13:36

Мои взгляды на получение высшего образования кардинально расходятся со взглядами автора статьи. Учиться для того, чтобы просто получить диплом — не моя цель. Научиться чему-то и получить новые знания — другое дело.

Я учусь на первом курсе кафедры журналистики, на дневном отделении. К счастью, говорить о преподавателях, которые тратят время пар «на откровенную херню и тупые разговоры», не приходится. Мне интересно то, чем мы занимаемся. Надеюсь на то, что интерес в дальнейшем не пропадет.

 
Комментарий by Середний
2011-04-02 22:58:02

С такими огромными абзацами текст сложно назвать читабельным, Вы же журналист...

 
Комментарий by Анна
2011-04-16 17:57:24

На заочку, как правило, идут ради диплома. И преподаватели ориентируются на потребности студентов. В конце концов заочная форма обучение — это фактически самообразование. А кто захочет, тот всегда получит нужны знания!

Такой профессии как журналистика сложно научиться. На журфаке вас точно не научат писать, вам дадут лишь теоретическую база. Все остальное это практика, практика и еще раз практика. На нашем журфаке на первых курсах также вдалбливают огромное количество литературы. Я тоже из тех, кто не любит читать навязанное. Зато сейчас по собственному желанию читаю многие из тех книг — нравится.

Я училась на очке. У нас не было «лишних» людей. Я в первый день заметила: у всех горят глаза, все уже сделали первые шаги в журналистике и хотят продолжить этот путь. Но очень скоро часть людей разочаровались в профессии. И я не думаю, что все эти люди ошиблись в выборе. Просто им не показали все грани этой работы. Можно быть тележурналистом, можно работать на радио, быть корреспондентом, писать о музыке или публиковаться на страницах с криминальной хроникой — все, что угодно. Но когда ты живешь в маленьком городе, твоя практика — это работа в местной газете и необходимость писать о клумбах у подъезда и новом снаряжении для пожарной части.

Я ушла с журфака сразу, как поняла, что он мне ничего не даст. Чего время-то терять? Ушла, но с журналистикой не попрощалась. Журналистика — одна из немногих профессий, где диплом решающей роли не играет.

 
Комментарий by Павел
2011-07-01 22:37:46

А я хочу сказать только одно: если человек творческий и ещё к тому же с мозгами, то ему будет очень интересно и продуктивно работать в сфере журналистики! В нашем тяжёлом мире бывает разное. И как автору статьи не стыдно за свою меркантильность, так и я не осуждаю её за это. Я вижу журналистику как профессию с очень разных сторон. Это настолько разнокалиберная деятельность, что диву даёшься, когда понимаешь, что это на самом деле такое... Единственное что: я советую всем журналистам, будущим журналистам, абитуриентам не останавливаться на одном только обучении в ВУЗе. Разрабатывайте проекты, пишите статьи об обществе, об актуальных проблемах социума, об интересных людях, изучайте сами что-то новое.НИКОГДА НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ, иначе это грозит закостенелостью таланта и самой деятельности...

 
Комментарий by Ольга
2011-07-20 12:04:04

В агрессивной манере написан отзыв о заочной учёбе. Это огромное личное мнение и читать нецензурные эпитеты крайне неприятно.

 
Комментарий by Andrew
2011-08-05 00:14:12

А я склонен думать, что просто автор резковат сам. И это выливается в манеру написания, однако опять же верю, что автор может писать и совершенно иные тексты.

 
Комментарий by Z.
2011-10-14 14:47:24

Столько умных слов, сленга, нецензурщины...

Кому надо — тот учится, и плевать на дневном, вечернем, заочном, очном!

Хватает эту самую базу, если хочет стать профессионалом, а не ищет причины, чтобы любить свой факультет.

Не отрицаю, что написанное, — правда. Но раз автор начал, то будте уж честным до конца — не один журфак такой нехороший, на каждом что-то да есть, да есть много, да всем известно и да раз так, то давайте теперь не будем учиться, зачеем?

Читать этот... пост неприятно.

И в Вашем блоге нет ни капли цинизма (ныне модно), а только стёб и самомнение. ИМХО

 
Комментарий by IvanDM
2012-04-29 23:24:30

Читать скучно. Автор растекается мыслью по древу.: текст можно сократить процентов на тридцать.

После чтения этого материала возникает один вопрос: автор, а вы работали журналистом во время учебы или после окончания журфака?

 
Комментарий by skita
2012-11-14 17:55:10

Не понравилось... Невозможно писать о журфаке, когда учишься на заочке!

 
Комментарий by skita
2012-11-14 19:13:44

Знаете, вы пишете что многие пишут не в стиле журналистике... НО ИЗВИНИТЕ!!!!! Какой журналист позволит себе мат в статье или блоге? Ужасно...

 
Комментарий by Наталия Пущинская
2012-11-21 14:06:55

На самом деле, это не журналистский текст.

 
Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

  • Ойлрайт низкозамерзающая стеклоомывающая жидкость http://www.nezamoptom.ru.
    Межевание в ленинградской области стоимость, проведение межевания kadastrov.ru.

Блоги

ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (II часть)

74610747_4230267_50828466_1257520994_insightb
«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова»
Томас Дже
фферсон
 
 
     В первой части нашей беседы о ...

18 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее