Вот таки дела!

(Некоторые мысли по поводу кризиса текстов на примере ярких «шедевров» песенного творчества)

Я уверен, что многие потребители эстрадной музыки мало вслушиваются в тексты песен, таким образом, почти не вникая в смысл. Если бы слушатели и зрители хоть раз попытались проанализировать то, что им «впаривают» под видом качественной продукции, то они бы, по крайней мере, ужаснулись.

Песня, как известно, является синтезом мелодии и текста. Иногда композиторы пишут на готовые слова (очень редко используя стихи), но, в основном, используется так называемая «рыба» - на готовую мелодию «лепится» текст. В результате чего перед рифмоплетом возникает довольно сложная задача - «впихнуть» слова в готовую музыкальную оболочку. Из-за этого нередко возникают весьма корявые «мутанты», от которых за версту несет «рыбой». Все, конечно, хорошо помнят песню Стаса Намина «Мы желаем счастья вам». Ее можно рассматривать в качестве классического «рыбного» примера. Привожу одну строчку: «Где подолгу добрую ждём порой мы весть». Думаю, что комментарии не нужны, так как все и так очевидно.

Одной из характерных черт текстов песен является банальность, когда очевидные вещи выдаются за что-то «супер-пупер». Часто можно встретить и тавтологию, которая является «отягащающим» фактором. Например, Леонид Агутин поёт: «Мокрые слёзы». Ему почти что вторит Вячеслав Бутусов. В его случае речь идёт о «мокрых лужах». Так и хочется воскликнуть: «Ребята, раскройте глаза! Что за „мокрые дела“? Где вы видели сухие слёзы или лужи?».

Иногда «имеют место быть» и просто «непонятки». Привожу свежий пример. Группа «Фабрика» поёт: «А мы - такие загораем!». Так и подмывает девчонок спросить: "Это какие - такие? Может, крутые или вообще нагие? Нет ответа! А такой «щедевр» из другого шлягера того же коллектива: «Для того я и живу, чтоб слова тебе сказать!». Какая глубокая мысль! А почему слова, а не абзацы и предложения?

Недавно очень удивил метрдотель нашей эстрады - именинник Андрей Макаревич. Как вы уже догадываетесь, я хочу поговорить о его опусе «Шрам на любимой попе». Давайте оставим за рамками нашего «исследования» тематику и проблематику данной песни. Меня интересует строчка, где Андрей поёт: «... на твоей круглой попе...». Такое анатомическое окрытие «тянет» на Нобелевскую премию по анатомии. Какое тонкое наблюдение! Я всегда был уверен, что попа имеет пирамидальную форму, и вдруг такая сенсация! Советую автору не останавливаться на достигнутом и продолжать анатомические исследования! Но «апофеозом» текстового «беспредела» является строчка из песни Игоря Корнелюка, в которой он «видит город, которого нет». Это до какого состояния нужно было «обкуриться», чтобы такое увидеть!

На «закуску» еще два «перла», которые можно отнести к «непоняткам». Валерия в «Часиках» поёт «...и люби просто так». Дуэт Авраама Руссо и Кристины Орбакайте почти повторяет эту мысль; «Просто любить тебя!». На что это вы, любезные, намекаете? Неужели на продажность любви? Или на то, что есть любовь по расчёту? А может быть просто так ничего не бывает, как остроумно заметил ведущий церемонии «Золотой граммофон» Николай Фоменко?

Возможно, что читателям покажется, что я раздуваю «из мухи слона», но не слишком ли мы беззаботно даём «сесть себе на шею» халтурщикам, потчующим нас не вполне свежей «рыбой» и получающим за это немалые суммы?
Недавно перечитал эту статью и понял, что пришло время пополнить коллекцию «перлов». Перед Новым Годом услышал новую песню в исполении Марка Тишмана:

«Говорю со стрелами по ночам...»

Это до какого состояния нужно было довести молодого исполнителя, чтоб он начал разговаривать с предметами:).
leps_piechaСлушаю дуэт Григория Лепса и Стаса Пьехи и вдруг с интересом слышу такое сочетание: «тело смелое». Сможет ли мне кто-нибудь объяснить, как тело может быть смелым? У певиц Алсу и Ротару есть большие проблемы с зимой. Слушаем версию Алсу:

Если ты меня не услышишь -

Значит наступила зима!

Если я к тебе не вернулась -

Значит наступила зима!

Я наивно полагал, что зима наступает каждый год 1-го декабря, независимо от того, услышал кто-либо Алсу, вернулось ли кому-то Алсу или нет. Теперь послушаем Софью Михайловну: А белая зима началась внезапно.

Вышла и метёт, метёт, метёт.

Что значит - внезапно? Повторяю: зима всегда начинается в одно и тоже время, хотим ли мы этого или нет!:).

Не прощаюсь, в ожидании новых перлов!

Евгений Кудряц

Отрицательный голосПоложительный голос (+2 рейтинг, 6 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 03 Фев 2011 в 10:01.
В рубриках: Блог журналиста, Евгений Кудряц, Колонка журналиста, Шоу бизнес.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

1 комментарий»

Комментарий by Евгения И
2011-11-01 09:07:40

хотелось бы заметить: а что вы собственно ожидаете от музыки жанра попса? какие-то философские трактаты? глубокие размышления: что есть жизнь и любовь? музыке «два притопа, три прихлопа» — соответствующие тексты) хотя по поводу некоторых исполнителей не соглашусь –та же самая тавтология и переделанные (выдуманные) слова используются для усиления образа и яркости восприятия (ну как-то так =))

P.S. И по поводу существующих форм поп, я бы с вами очень поспорила)))))

 
Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (II часть)

74610747_4230267_50828466_1257520994_insightb
«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова»
Томас Дже
фферсон
 
 
     В первой части нашей беседы о ...

18 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее