В небе между Афганом и Россией

АфганВ нашем городе живет летчик подполковник авиации и ветеран войны в Афганистане Анатолий Бурдин. Вот что он рассказал о времени и о себе. Родился он в Елабуге 58 лет назад. В 17 лет поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище. Во время учебы начал летать на таких самолётах, как Ил-14 и Ан-24. Когда началась война в Афганистане, основным театром военных действий для него стали афганские города Джелалабад и Кабул. Туда он возил на самолетах снаряды и патроны для боевой истребительной установки «Град», а обратно вез на борту печаль и горе для родных, ждущих своих сыновей назад - тяжелый груз-200.

В один из таких рейсов ему было поручено сесть на аэродром с грузом-200 в г. Горький (ныне Нижний Новгород). Приземлившись и остановив машину, он увидел в боковое стекло, что его пытается окликнуть пожилой человек. Он открыл окно и спросил, что ему нужно? В ответ Бурдин услышал полные горести слова: «Можно ли ему забрать своего погибшего в этой войне сына?» В тот момент ему стало особенно стыдно перед этим простым человеком. Он вдруг осознал, что возил оттуда погибших детей только «простых» людей!

Этими авиарейсами военные обязанности Анатолия не ограничивались. На вертолетах ему приходилось воевать над горами Афгана. Однажды его послали отбить и спасти наших воинов, которые попали в засаду в одном из ущелий, находящихся на территории этой горной страны. На двух вертолетах Анатолий с боевым другом прибыли в указанный сектор и начали обстреливать противника. У вертолетчиков была цель: как только станет возможно, быстро забрать на борт и эвакуировать раненых солдат. Держаться вертолету в воздухе над горным ущельем даже в условиях мирной жизни, когда не ведется прицельная стрельба, - тяжело, так как воздух в этих каньонах разряжен и имеет небольшую плотность. Во время боя Анатолий стал поднимать солдат на борт самолета с помощью лебедки и веревочной лестницы, но по машине застрочили пулеметы. Анатолий просил по рации помощи у друга, прикрывающего его во время погрузки от обстрела: «Прикрой меня! Прикрой!» Вдруг второй боевой вертолет начал терять высоту, заваливаясь при э
том винтом вниз и стремительно падая в ущелье.

Афган«Толя! Проживи за меня!» - только и успел услышать он в своей рации последние слова погибающего друга. Самого Анатолия в этом бою не задело ни осколком, ни пулей. Прилетев благополучно со спасенными, он увидел, что его машина была вся пробита пулями.

- А прожить свою жизнь нужно честно, - говорит Анатолий.

Обычно летали они на задание на двух или трех боевых «стрекозах», прочесывая местность. Их вертолетная разведгруппа была укомплектована часто рядовыми солдатами, когда нужно было доставить за линию фронта боевой десант. И что интересно, этим солдатам, отправляющимся в поход, давался продуктовый паек всего на один день. Если на тебе висит много оружия, брать в дорогу сухой паек на длительный срок невозможно, так как тяжело все нести на себе. Дальше искать себе пропитание солдаты были обязаны сами.

На вопрос, оправданы ли были человеческие жертвы, Анатолий ответил, что попытки властей СССР насадить свои порядки в Афганистане были глубоко ошибочны. Ведь только общество, не придерживающееся своих национальных традиций, может принять политическую доктрину Компартии. Но с населением Афгана, как известно, эта доктрина не прошла.

По словам Анатолия, в душе афганцев есть немало доброго, но есть и негативные стороны. Они, к сожалению, очень часто воюютмежду собой внутри своей страны! Не говоря уже о том, что им не понравились русские со своим коммунизмом!

Были и такие офицеры, которые отказывались от боевых поездок на эту войну, и их, конечно, сразу увольняли из армии, но они не желали воевать и погибать в чужой стране!

Подполковник БурдинКогда у воюющих афганцев, как рассказал летчик, появились стингеры (китайский вариант американской и русской моделей), российским вертолетам стало очень тяжко! Эта ракетная установка, умещающаяся на плече, имеет высоту полета четыре с половиной километра с общей дальностью длины полета в 16 километров. Для вертолета попадание этой ракеты часто смертельно. Нелегко приходилось и самолетам. Хотя они летали выше, но при заходе на посадку нужно было приземляться с такой скоростью, чтобы стингер не мог настигнуть авиаперевозчик. Для этого нужна скорость практически падающего самолета. И лишь только у самой земли летчики тормозили падение машины и благополучно приземлялись в указанную точку. «Мы „рвали“ самолет во всю его потенциальную мощь, чтобы нас не догнали эти ракеты при взлете», - рассказал летчик.

Анатолию приходилось также участвовать в боевых действиях в неизвестной многим ангольской войне.
После длительной войны в Афганистане Анатолий попал на работу в г. Капустин Яр, легендарное место, где испытывались боевые ракеты, откуда в космос запускались спутники и подопытные лайки.

В его обязанности входил полет на борту локационного самолета и сбор информации о полете испытываемой ракеты. От нее, как известно, постепенно при полете отделяются составляющие ее «тело» стремительно летящее части. Анатолию нужно было передавать, имея на свом борту около девяти тонн отслеживающего локационного оборудования, в центр подробные данные и точное место падения на землю головных частей ракеты. Отсканировав полет, он возвращался назад.

"Был у нашего экипажа, - рассказал боевой офицер, - непонятный многим ритуал. Когда приходили ко мне домой в гости летчики экипажа, они всегда приносили небольшие веточки сосны и вставляли их в рамку зеркала. А история эта начиналась в мирное время. Как-то он вез на борту арбузы. Заходя на посадку, Анатолий и второй пилот не смогли разглядеть полосу приземления из-за низко стелящихся облаков (их высота была всего 40 метров над уровнем земли!). Они приняли решение и наугад стали снижаться. Вдруг осознали, что сделали это раньше положенного и уже залетели в сосновый лес, кося крыльями и винтами верхушки сосен. Изрядно потрепав машину, они все же смогли удачно приземлиться на аэродром. Подъехавшие на машинах пожарные затушили и залили пеной самолет. А после изрядно измятую машину отремонтировала и заново окрасила бригада слесарей, восстановив заново самолет так, что даже и вышестоящее начальство ничего не заметило! С тех пор и возникла традиция сосновых веток, которые спасли эки
пажу жизнь.

Анатолий до сих пор помнит фразу, сказанную товарищем в гибнущем вертолете. Он знает, что главное - это прожить честно.

Под окнами его дома, у памятника воинам-интернационалистам, проходило городское мероприятие, посвященное выводу войск из Афгана, куда пригласили и Анатолия Николаевича, дав ему в руки розу. «Я хотел, - рассказал Анатолий, - после выступления одного из руководителей тоже сказать несколько слов об этой войне». Но его, подполковника военной авиации, не пустил на трибуну рядовой милиционер, который, видимо, посчитал, что это никому не нужно. Анатолий хотел сказать о том, что не нужно больше нашей стране вести таких войн, основанных на политическом честолюбии высших руководящих чиновников, что в афганской войне гибли не их дети, а страдали простые люди, чему он был непосредственным свидетелем.

Сейчас Анатолий, находясь на пенсии, не сидит дома, а трудится. А мысли часто возвращаются к одному: "Как странно, когда началась эта война, нас посылали туда умирать, но когда мы оттуда пришли, от многих чиновников слышали «реплики», мол, вас туда не посылали. Одной рукой давали награды, а другой+, многие ветераны афганской войны до сих пор живут без понимания со стороны общества, без обещанных квартир.

Поможем подполковнику и дальше оставаться офицером: жить, не ломаясь и не прогибаясь. Как это делал он и раньше, даже во время этой жуткой войны!

Автор: Роман Зиякаев

Отрицательный голосПоложительный голос (+10 рейтинг, 10 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 17 Окт 2010 в 22:18.
В рубриках: Блог журналиста, Колонка журналиста, Люди, Роман Зиякаев.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

Комментарии»

Комментариев нет.

Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

  • Аутсорсинг бухгалтерии стоимость - бухгалтерское обслуживание аутсорсинг centr.me.

Блоги

ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (II часть)

74610747_4230267_50828466_1257520994_insightb
«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова»
Томас Дже
фферсон
 
 
     В первой части нашей беседы о ...

18 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее