Прерванный полет…

В феврале на Первом  канале  состоялась премьера фильма  «Вербное воскресенье» 2009 г.  режиссера  Антона  Сиверса.  Это  история о взаимоотношениях власти и простого человека, о возможности мести  и праве возмездия, и всего лишь попытка его авторов  убедить зрителя  в том,  что и «один в поле воин», и что зло должно и может быть наказано.

Если бог хочет наказать  тебя, то за  грехи твои заплатят дети. Старая истина. И очень справедливая. Потому как за грехи своего отца Артура Никитина, бывшего внука члена Политбюро, а ныне влиятельного бизнесмена, заплатил в полной мере сын. Но это потом.

А сейчас в 70-ые годы Артур (Дмитрий Дюжев) ведет богемную жизнь, и все свободное время, читай, все свое время v1проводит в Большом театре. Ну любит человек балет, вернее балерин, и привык не отказывать себе в удовольствии иметь их, кого захочет, и как захочет. Так ведь и балерины не против. А Никитин парень щедрый. Шикарные букеты, ужин в ресторане,  дорогие шмотки, которых достать невозможно, а также тяжелая артиллерия в виде призов, званий, и гастролей, и  не в Уссурийск, а в Париж, и на два месяца. Могло ли его увлечение одаренной балериной Оксаной Лепиной (Светлана Иванова)  привести к нечто большому, чем пошлый романчик на месяц, до появления новой «звездочки» на небосклоне Большого театра. Это вряд ли.  Используя свое влияние, Артур добивается для Лепиной дебюта в главных партиях и участия в зарубежных гастролях. Наверное, Оксана действительно немного не от мира сего, или просто доверяет людям, и потому в  искреннем, как ей тогда казалось,  предложении  Артура отпраздновать премьеру спектакля у него на даче в компании партнера и лучшей подружки, не усмотрела ничего плохого. А Артур ни в коей мере не ожидал, что на его предложение  провести часок в его постели, балерина ответит твердым отказом. Это привело  его просто в бешенство, ведь он  привык, что все ему потакают во всех его больших и маленьких слабостях.  Дело закончилось грубым изнасилованием, ведь сама виновата, сама напросилась.

Пожалел ли  Артур о своем поступке, возникло ли у него чувство неловкости, стыда за самого себя. У него, думаю, что да. Однако нежелание Оксаны смириться с «недоразумением»,  его очень высокопоставленный дедушка (Олег Басилашвили), член Политбюро,  воспринял как угрозу своему личному благополучию. В дело подключилась госбезопасность. Если враг не сдается, то  надо действовать по привычному и накатанному сценарию. Сначала Оксану по- хорошему пытаются уговорить забрать заявление,  предлагая в качестве компенсации звание народной артистки, квартиру в центре города,  престижные гастроли, а также роль премьерши на века вечные.

Совершенно случайно о скандале узнает один из правозащитников, для которых  дело балерины Лепиной становится хорошим поводом, чтобы еще раз цапнуть за ногу действующую власть.  Скандал получился слишком  громким, ведь история  стала  известной  западным  радиостанциям.  Узнав, что  Оксана беременна. Артур пытается уговорить деда облегчить ее участь, но тот непреклонен.
И  чтобы прекратить скандал во враждебных нашей стране западных СМИ, а также обелить подмоченную репутацию старшего Никитина, сотрудники госбезопасности заводят на Оксану уголовное дело, якобы она шантажировала Артура, пытаясь заполучить во владение дорогое ювелирное украшение. Оксана погибает в тюрьме во время преждевременных родов.

v2Актрисе  Светлане Ивановой  удалось  примерить на себя роль юной,  одаренной девочки из провинции, и эта  роль пришлась ей  весьма  впору. Cветлане  в полной мере  удалось показать и бесхитростность своей героини, и ее искреннее отношение к жизни и к людям, ее веру в высшую справедливость.  И зритель  явственно видит, как сжимается от страха сердечко Оксаны, когда она понимает, что ее твердое убеждение в том, что  «без вины у нас не сажают» рассыпается в мелкий песок. Сажают, и надолго.

Двойственное впечатление оставила актерская работа  Дмитрия Дюжева. В фильме ему следовало сыграть одного героя в двух разных возрастных состояниях - юноши и зрелого мужчины. Сыграть человека, не имевшего никаких правил, избалованного и развращенного вседозволенностью, стремящегося  все к новым и новым наслаждениям, к новым, не испытанным еще ощущениям, в грош не ставящего ни другого человека, ни человеческую жизнь,  Дмитрию Дюжеву  не удалось. Актер просто потерялся среди  балетных красавиц, своих шикарных костюмов, дорогого интерьера правительственной дачи.
Только в  самом конце ему  удалось в полной мере передать растерянность и  отчаяние своего героя, когда Артур понял, что, пытаясь избавиться от призраков прошлого, он «заказал» киллеру свою дочь. И что вся жизнь прожита абсолютно зря. Что вокруг нет ни единого человека, на которого он может положиться  в трудную минуту, даже на жену Машу, которая  не скрывает своего равнодушия и презрения к нему.
Прощение, которое он просит в конце у жены и сына, ему никто не дарует. Быть может потому что ведь на самом деле он не раскаялся в том, что  погубил Оксану, в том, что появление дочери  воспринял только как абсолютную угрозу и зло.

v3Очень достоверно сыграла роль жены Артура Светлана Антонова. Что может сделать человек для достижения своих целей? Весьма много. Сначала высокомерно и равнодушно пройти мимо беды балерины Оксаны Лепиной. А потом испугавшись, что Павла, дочь Оксаны, может реально разрушить хрупкий мирок их благополучия, и нанести весомую душевную травму сыну, легко переступить через все не только человеческие, но и божеские заповеди,    и попытаться решить этот вопрос «кардинально».

Неожиданным и очень приятным подарком для телезрителей стало участие питерской актрисы Татьяны Львовны Пилецкой  в  роли знаменитой балерины, покровительницы и почти «мамы» Оксаны Лепиной.   Татьяне Львовне  v4удалось воплотить в этой роли свою давнюю мечту и  какое-то мгновение жизни почувствовать себя  балериной, ведь в далекой юности она закончила  Ленинградское хореографическое училище им. А.Я.Вагановой.

И свою героиню  она наделила  царственной осанкой,  чуть сдержанной, но необычайно выразительной  поступью, а ее дивные лебединые руки живут своей особенной жизнью.  Павла Кирилловна Головина – уже ушедший век, это целая страна других людей, не таких, как мы, нынешние. Несуетные, гордые, аристократы по рождению и духу своему. Им можно было запретить заниматься любимым делом, можно было запереть в тюрьму,  но сломать их было невозможно. И потому   Павла Кирилловна не смогла уберечь Оксану, и не будет уговаривать Павлу прекратить снимать фильм  о родной матери, несмотря на вполне реальную опасность. Головина твердо убеждена в том, что Павла имеет полное моральное право  сказать всю правду о балерине Оксане  Лепиной.

v5Еще одним очень точным попаданием в образ стала актерская работа Екатерины Вилковой, которая сыграла дочь Репиной Павлу. От  Оксаны она унаследовала невероятное обаяние, красоту, хрупкость, но самое невероятное, что просто приколачивает внимание зрителя, это   дивный свет в ее огромных, в пол лица глазах.
Спустя двадцать лет после гибели Оксаны Павла, ее дочь, телевизионная журналистка, решила восстановить доброе имя матери и в документальном фильме назвать поименно всех   причастных к той давней истории. Выросшая в семье  приемной мамы, сокамерницы Оксаны (Ирина Розанова) и ее крутого мужа (Николай Добрынин) Павла набралась у них достаточной доли циничного отношения к жизни и к людям, а  также научилась преодолевать свои страхи, сомнения и душевные терзания. Но Павла не представляет себе, сколько людей не желает, чтобы правда об ее матери была раскрыта.

В фильме, преодолев  сопротивление отца и Марго, очень серьезно настроенных и высокопоставленных врагов, Павла смогла  закончить фильм и договориться с продюсером канала о показе его в прайм-тайм, хотя ее творение и получилось  весьма однобоким.
Конечно, это красивая  сказка,  и, несомненно, в жизни ее  обязательно остановили бы любой ценой,  слишком много было поставлено на карту. И хотя Павла смогла познать всю сладость и горечь мщения,  победа ее с  привкусом пепла на губах.

v6Талантливо в роли приемной мамы Оксаны Лепиной сыграла в фильме Ирина Розанова, еще раз доказав, что ей подвластны любые роли. В ее героине  крепко переплелись и наглая разухабитость  бывшей уголовницы, и уверенность настоящей «хозяйки» жизни, и трогательное отношение к дочери, и жалостливое к мужу, алкоголику. И все это при полной достоверности и наполненности образа.

Очень ярко,  талантливо и искренне сыграла в фильме балерину, а впоследствии балетмейстера и депутата Госдумы Маргариту Полозкову,  подругу Оксаны,  Екатерина Гусева. И в этой роли актрисе  веришь бесконечно, с первой минуты ее появления на экране до трагического финала, потому что она нигде, и ни на минуту не сфальшивила.
Нет  плохих  людей  и  хороших, просто есть  правильные и  неправильные поступки. Екатерина Гусева не оправдывает свою героиню, но и не осуждает, просто показывает ее такой, какова она на самом деле.
v7Марго рано поняла, что для того, чтобы что-то достичь в этой жизни, мало быть красивой, мало работать по двенадцать часов в балетном зале, мало терпеть боль.  Она научилась существовать в балетном мире, с его непростыми отношениями внутри, со злобным, завистливым отношением друг к другу, где за свое «место под солнцем» идет война не на жизнь, а на смерть,  а  в Артуре Никитине ей удалось найти  могущественного покровителя, да и история  Лепиной стала веревочкой, крепко повязавшей их.  Человек непомерных амбиций, она без тени сомнения и без особых душевных волнений  весьма резво взобралась вверх, и достигла внешнего благополучия. Мимолетный роман с сыном Артура Геннадием  Никитиным  (Леонид Бичевин)  перерос в очень серьезное чувство, и   Марго  бесконечно терзается сомнениями, понимая, что его любовь   всего лишь на мгновение, и удержать его она не в силах, он уйдет.  Он и ушел, сразу, как посмотрел фильм Павлы.

…  У каждого из нас не одна жизнь, а несколько, порой мы несем окружающим нам людям добро и свет, а случаются такие обстоятельства, что человек вольно или невольно творит зло, и его поступки бывают не только неоднозначными, но губительными для других людей.  Проходят дни, месяцы, годы, и ты, сквозь призму времени, смотришь на себя, прежнего, и сам не веришь, что мог так ужасно поступить, и очень хочется вернуться обратно, в прошлое, и все исправить, переделать...

После выхода фильма Павлы,   где она прямо указала на Марго как на одну из  виновников в трагедии балерины Репиной,  и  инициатора   покушения на саму  Павлу,  скандал случился просто грандиозный. Но Марго не боится потерять свою балетную школу, лишиться депутатства, не боится уголовного преследования, она только страшится, что будет с Геной, как он сможет все это пережить? Понятно, что у него случился шок от всего увиденного, от осознания того, что любимая женщина вовсе не ангел,  а злой, бессердечный монстр. Только вот что делать с теми словами любви, которые  он ей говорил, и что случилось с самой  любовью при жестком столкновении с действительностью и правдой? И была ли любовь на самом деле?

Авторы фильма задали зрителю очень серьезный вопрос. И очень хочется, чтобы каждый зритель ответил на него, только честно. Что делать, если человек, которого ты бесконечно любишь, в прошлом совершил ужаснейшее преступление, а теперь, мучаясь страхом, что все откроется, совершает еще большие глупости, или идет на еще большее преступление?
Что делать Геннадию? Уйти или остаться? Геннадий ушел, а Марго… она  шагнула  в бесконечность…

Павле очень хотелось, чтобы мир узнал правду о балерине Оксане Лепиной,  которая  могла стать великой балериной, или  нарожать детей, или просто прожить долгую и счастливую жизнь. Не дали. Не случилось. Жизнь, жестко прерванная на полуслове.…
Через двадцать лет ее враги были названы поименно. Однако  Павла победив, не  чувствует удовлетворения и радости. Потому что  просто поняла, что ее победа обернулась  только лишь поражением  Артура Никитина,  горьким  разочарованием  Гены, ужасной смертью Марго. Только и всего,  а мир при этом не содрогнулся, и в нем ничего не изменилось, и по большому счету, он и не заметил этой малюсенькой трагедии.

В самые тяжелые и драматические минуты своей жизни Павла Кирилловна Головина  и  Геннадий Никитин встречают на своем пути людей,  которые даруют им веточки вербы, символ стойкости, веры и  надежды. Маленькие  искринки   надежды, без которой никак...

Александра  Симонова

Отрицательный голосПоложительный голос (+4 рейтинг, 4 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 13 Мар 2010 в 13:04.
В рубриках: Александра Симонова, Кино, Колонка журналиста, Рецензия.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

Комментарии»

Комментариев нет.

Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (II часть)

74610747_4230267_50828466_1257520994_insightb
«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова»
Томас Дже
фферсон
 
 
     В первой части нашей беседы о ...

18 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее