В Санкт Петербурге открылся клуб для журналистов Frontline

В переводе с английского слова frontline звучит как «передовая, край». Основанный в Британии дискуссионный клуб Frontline рассказывает о «первооткрывателях, которые работают на переднем крае журналистики, – тех, кто бросает вызов официальной версии событий и всеми силами стремится открыть правду».

В октябре региональный дискуссионный клуб Frontline начал свою работу в Петербурге. Студентам журфака СПбГУ первым представилась возможность познакомиться с деятельностью Frontline Club благодаря кинопоказу документального фильма «Долина». В обсуждении ленты приняли участие продюсер фильма и основатель организации Воан Смит, а также координатор клуба Frontline в России Юрий Бурцев.

Документальная лента «Долина», снятая режиссером Деном Ридом в жанре «наблюдения без комментариев», рассказывает о трагических событиях в Косово 1998 года без привычной политической ангажированности. Во время съемок журналистам удалось получить доступ к обоим участникам конфликта – как к сербской, так и к албанской стороне. Кадры сменяют друг друга: мы то оказываемся в рядах албанской освободительной армии, то среди разрушенных сербских деревень. В фильме практически отсутствует авторский текст – зрителю даны лишь монологи двух противоположных сторон. Несмотря на то что создатели фильма подчеркивают – «фильм, снятый в 1998 году, представляет собой срез конфликта и не рассматривает ситуацию вне рамок периода», актуальность ленты сложно не заметить.

По мнению координатора Frontline Club в России Юрия Бурцева, рассматриваемая в фильме проблема этнических конфликтов не утратила свою актуальность за последнее время.
«Конфликт в Косово не удалось решить политическим путем - понадобились самолеты НАТО, и это в корне неверно. Конфликты надо решать за столом переговоров, находить возможности диалогов, - считает Юрий Бурцев. - Участие общества в обсуждении ключевых проблем современности необходимо, для этого и существует Frontline Club».
Показ вызывает массу вопросов. Ключевые из них: как была организована съемка фильма и как удалось получить доступ к двум сторонам конфликта?
- Связаться с албанской стороной было гораздо сложнее: албанцы более изолированы в отличие от сербов, – рассказывает Воан Смит. - Но нужно понимать, что доступ к информации для журналиста – это самое главное. Если вы профессиональный журналист, у вас должна быть смелость прийти в Албанскую освободительную армию и сказать: «Я журналист, я имею право знать, кто вы такие, за что вы сражаетесь и каковы ваши идеалы».

- Можно ли рассчитывать в такой работе на поддержку государства? – задают вопрос студенты.
- Есть международные соглашения, которые защищают права журналистов юридически, – замечает основатель Frontline Club. – Понятно, что ваши права, скорее всего, будет защищать компания, которая отправила вас на задание. Однако, по его словам, рассчитывать на соблюдение этих норм в военных условиях не приходится - в кризисных ситуациях журналисту остается надеяться только на свои силы. И приводит данные статистики: «ежегодно в мире погибает около 1000 журналистов, причем 88 процентов из них - в своей собственной стране».

Волнуют студентов и моральные аспекты журналистики. В фильме появляются страшные картины войны – убитые люди, сожженные деревни. Из зала прозвучал вопрос о том, где та грань, за которой начинается то, что показывать зрителю нельзя?
- Журналисты должны писать о жизни и о смерти так, как она есть, без прикрас, - считает Воан Смит. - Если общество не знает, что происходит в жизни, как оно будут принимать решения? Конечно, этот показ не рассчитан на детскую аудиторию. Но те телекомпании, которые купили фильм для трансляции, несут ответственность перед своими телезрителями.
По мнению основателя Frontline, у телекомпании есть возможность разместить фильм в самом конце вещательной сетки, ограничив таким образом детей от его просмотра.

- Имеет ли журналист право на ношение оружия в экстремальных ситуациях? – раздался еще один вопрос из зала.
- Сам лично я никогда не носил оружие, - признается Воан Смит, - хотя я знаю, что некоторые журналисты, работающие в горячих точках, поступают именно так.
По его словам, особенно часто оружием корреспондентов снабжает руководство американских СМИ.
- Конечно, в таких странах, как, например, Сомали, очень сложно работать без оружия, - рассказывает он. - Выход из этой ситуации журналист видит в том, чтобы вместе с корреспондентом в горячие точки отправлялся человек, нанятый защищать журналиста.

Обсуждение фильма постепенно перерастает в серьезный разговор о журналистской профессии.

«Этому фильму десять лет, вчера я посмотрел его вновь и могу сказать, что доволен им. Лента достаточно беспристрастно отражает ситуацию такой, какой она была на тот момент», - подытоживает Воан Смит.
Впрочем, основатель Frontline Club убежден, что разговор об объективности и субъективности журналистского творчества бесконечен.
«Многие западные СМИ говорят о том, что журналистика должна быть объективной - давать две противоположные точки зрения, - рассказывает журналист и добавляет, - другие утверждают: достаточно быть искренним и не скрывать, что показываешь мнение лишь одной стороны конфликта».

- Что же, если не объективность – критерий профессиональной работы журналиста? – интересуются студенты.
- Профессионализм журналиста, - считает Воан Смит, - вовсе не в том, умеете ли вы снимать хорошие картинки или писать хорошие тексты. Это вопрос о том, можете ли вы быть честным с самим собой, можете ли вы быть искренним с вашим читателем. Все сводится к вопросу о том, кто же такой журналист: просто посредник в передаче информации или человек, чья позиция должна быть активной в защите добра.

Для почти двух тысяч журналистов-фрилансеров, объединившихся в Frontline Club ответ на этот вопрос очевиден.

Дискуссионный центр Frontline Club начал свое существование в 2003 году в Лондоне. Его председателем стал тележурналист-фрилансер Воан Смит. Первоначально Frontline Club представлял собой сообщество журналистов-фрилансеров, работавших в основном в зонах военных конфликтов. Сейчас членами клуба являются более двух тысяч представителей информационной журналистики. Frontline Club в Лондоне проводит дискуссии о журналистике, организует показы документальных и художественных фильмов, презентации книг и фотовыставки.
Frontline в России – совместный проект Frontline Club и Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России. В 2006 году идея создания Frontline в России возникла во время встречи основателя Frontline Club Хоана Смита, Аннели Шлауг с Олегом Панфиловым. Развитие идея получила при обсуждении с Игорем Яковенко, тогда еще генеральным секретарем Союза журналистов России, и Мананой Асламазян, президентом Фонда «Образованные медиа».
В этом году дискуссионный клуб Frontline в России откроет пять региональных центров: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Перми и Барнауле.

На вопросы о принципах и формате работы дискуссионного клуба Frontline в России корреспондент Lenizdat.ru попросил ответить координатора проекта в России Юрия Бурцева.

- Какие цели ставит перед собой Frontline в России?
- Существуют разного рода темы, которые сегодня сошли с полос газет, но остаются важными для общества. Это - своего рода болевые точки. Я думаю, что наши показы призваны вновь и вновь возвращаться к этим вопросам и к тому, как журналисты их освещают. Хотел бы подчеркнуть, что целью наших мероприятий является не столько просмотр фильмов, сколько диалог, дискуссия. Другое дело, что способом организации нашей работы является именно кино.

- С какими фильмами зрители смогут познакомиться в рамках Frontline Club в России?
- Среди тем - жизнь современной Кубы, проблемы Центральной Африки, непрерывные гражданские войны и проблемы гендерного равенства, проблемы, связанные с жизнью русских соотечественников за рубежом. Круг тем достаточно широк, но их объединяет то, что в центре неизменно оказывается человек с его правами, свободами. Это и является принципиально важным для Frontline. Передовая находится там, где создается угроза человеческой личности. Экологические, политические, военные, экономические проблемы - именно там работает журналист.

- Станет ли традицией проведение дискуссионного клуба в формате встречи с продюсерами и режиссерами фильмов?
- Я не думаю, что возможность приглашать героев и продюсеров будет всегда. Но хочу отметить, что у нас есть несколько договоренностей с документалистами из Норвегии, Америки, Финляндии. Они готовы приехать и обсудить фильмы в рамках Frontline Club в России. Конечно, мы понимаем, что такой формат встреч наиболее эффективен и интересен для аудитории, но этот вопрос связан с материальными затратами и требует достаточно долгой подготовки. Дискуссионный клуб будет проводить показы примерно
раз в два месяца.

- Может ли дискуссионный клуб Frontline Club в России стать объединением журналистов-фрилансеров как британский аналог?

- Любая форма сотрудничества с Frontline Club приветствуется. Родится ли на почве Frontline свой дискуссионный клуб со своим названием, захотят ли российские журналисты, как и две тысячи фрилансеров, влиться в Frontline клуб, пока говорить сложно. Frontline Club – это не журналисты, работающие на официальные СМИ Великобритании и других стран, это фрилансеры, которые часто смотрят в лицо смерти и стараются быть беспристрастными. В этом привлекательность Frontline Club.
Мне кажется, что решение о вступлении в организацию каждый журналист должен принимать сам. Но, думаю, в перспективе возможен и такой формат клуба. Frontline Club – открытая организация. Каждый журналист, желающий вступить в английский клуб Frontline, может просто зайти на официальный сайт и написать письмо председателю клуба Воану Смиту.

Российский сайт Frontline Club

Алиса Кустикова, фото автора

источник: Лениздат

Отрицательный голосПоложительный голос (+2 рейтинг, 4 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 13 Окт 2008 в 20:41.
В рубриках: Люди, Мероприятия.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи| Trackback URI

Комментарии»

Комментариев нет.

Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Ищу «прынца»

Ищу прынца
У меня есть подруга. Назовём её Марина. Красотка она редкая: стройная кареглазая брюнетка с длинными вьющимися волосами и белой ...

08 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее