«Гордон Кихот»,обзор

Передача Александра Гордона на Первом канале под неприхотливо сконструированным названием «Гордон Кихот», призванная, как это явствует из подбора главных персонажей студийной схватки, бороться с ветряными мельницами суррогатных идей и дешёвого успеха, вызывает, в отличие от его же программы «Закрытый показ», двойственное чувство. С одной стороны, где ещё на нынешнем телевидении найдёшь программу, собирающую такое количество авторитетных интеллектуалов, по большей части не засвеченных на телеэкране, которые с таким азартом спорят не о политике, а о духовной, культурной составляющей нашей жизни, об истории цивилизации?

Одного перечисления имён оппонентов, участвовавших в последней передаче Гордона в минувшую пятницу, будет достаточно для того, чтобы почувствовать её уровень. А с другой стороны, где ещё можно наблюдать столь удручающий итог интеллектуального спора, переходящего в крик, в котором именитые учёные предстают в столь беспомощном, а порой и не слишком приятном свете, а ведущий выходит из себя и в запальчивости произносит слова, которые лучше бы не произносить в такой аудитории и в телевизионном эфире?
Поводом для передачи послужили исторические и лингвистические изыскания писателя-сатирика Михаила Задорнова, изложенные в его книгах «Язычник Эры Водолея» и «Третье ухо», где он выдвигает гипотезы о том, что русский язык был тем праязыком, от которого пошли другие языки, и что Западная Европа была заселена людьми, пришедшими сюда из тех мест, где сейчас располагается Россия (при этом он основывается на результатах раскопок древнейшего поселения в селе Костенки под Воронежем). Иначе говоря, именно русский народ и является тем пранародом, от которого пошёл индоевропейский люд, только, по утверждению Задорнова, во время своего пути в иные земли этот пранарод сменил свою нравственную и духовную ориентацию и превратился в торгашей и вояк. А мы же, в отличие от них, по-прежнему являемся хранителями природной правды и разума.
Надо сказать, что в своей, мягко говоря, парадоксальной теории Михаил Задорнов не одинок. И речь идёт не только о российских учёных с похожими по духу изысканиями (среди его защитников, участвовавших в передаче, были лингвист, доктор филологических наук Александр Драгункин, академик РАН Валерий Чудинов, директор Государственного археологического музея-заповедника «Костенки» Виктор Попов, а также народные артисты России - экзотичный и шумный Никита Джигурда и сдержанный и рассудительный Михаил Ножкин). Подобную теорию поддерживает, в частности, американский профессор Джон Хоффекер, опубликовавший в прошлом году в журнале «Сайнс» статью о том, что артефакты, найденные на раскопках в палеолитическом поселении Костенки, дают основание предположить, что современный человек обитал в этой местности уже 45 тысяч лет назад, ранее, чем где-либо ещё на территории Европы.
К сожалению, сведения из археологии, антропологии и прочих сопутствующих подобным изысканиям наук плотно перемешаны у Задорнова с эффектными, но явно притянутыми за уши лингвистическими изысканиями (часть из них сатирик нередко преподносит публике в своих эстрадных программах). Вот и здесь с присущим ему артистизмом и иронией Задорнов озвучил свои представления о языке и историческом развитии человечества. Например: «Латынь – обрубок древнеславянского языка, специально придуманный для произнесения молитв».
Увы, призванные Гордоном в студию учёные-оппоненты так и не смогли дать серьёзный бой «дилетанту» Задорнову. Они явно не смогли подобрать ключ к этой не такой уж простой личности, да ещё с его огромным опытом работы на публику! С каким неподражаемым мастерством одним только остроумным, насмешливым словом сбивал он с толку своих оппонентов! И по сути не отвечал на их научные вызовы, обращая дискуссию в умиротворяющие рассуждения о необходимости существования разных подходов к истории, о возможности «параллельных» научных изысканий. А как умело злил и провоцировал он ведущего, не раз обзывая его телевизионным торгашом!
И что же в ответ? Почти с самого начала передачи из первых рядов оппонентов (в частности, из уст уважаемого доктора филологических наук, заместителя директора Института русского языка РАН Виктора Живова) неслась самая настоящая брань: «шарлатан», «сумасшедший», «абсолютный профан» и проч. Даже уважаемый профессор Московской духовной академии Андрей Кураев ничего не смог противопоставить невежественным, на его взгляд, теориям. Или, быть может, его выступление вырезали при окончательном монтаже передачи? Разве что академик РАЕН, автор и ведущий программы «Цивилизация» Лев Николаев выступил достойно и убедительно, напутствовав напоследок новоявленного историка: «Не надо с первым найденным словом выходить на перекрёсток и вещать».
Я же подумал вот о чём: неужели у нас в интеллектуальной среде окончательно утрачена культура публичного научного спора, неужели очень важные мысли мы можем доносить до публики только через ругань или крик, как это случилось в кульминационный момент передачи с ведущим Александром Гордоном?! Увидев в книгах и теориях Задорнова величайшую опасность для состояния нашего сегодняшнего общества (позже он назвал их «националистической чушью»), он пытался последовательно в течение всей передачи провести мысль о том, что величие нации – не в прошлом, а в настоящем. И опасность подобных теорий, на его взгляд, состоит в том, что они убаюкивают общество: «Вместо завтрашнего дня нам втюхивают вчерашний и говорят: ребята, ничего делать не надо, вы и так великие!» К сожалению, самые главные свои слова Гордон произнёс в запальчивости, пытаясь перекричать разошедшихся защитников Задорнова. «Вот это желание из ничего стать кем-то, сверхчеловеком, и привело к тому, что мы живём в дерьме», - прокричал он на всю студию (употребив, правда, более крепкое слово) и вызвав одобрительные аплодисменты. Не знаю, запали ли эти эмоциональные слова ведущего в души телезрителей, в том числе и тех, которые были приглашены в студию и с равным энтузиазмом хлопали напропалую почти всем выступающим из той и другой команды (подобное срежиссированное бездумное хлопание отсутствующей в кадре массы, безусловно, самый слабый момент этой нерядовой передачи; так не хватало на телеэкране разнообразных лиц приглашённой публики, живой и умной реакции рядовых зрителей на борьбу идей) .
Сам же я насчёт «дерьма» с Гордоном вполне солидарен, если иметь в виду наши грязные, замусоренные подъезды, улицы и города, превращаемые в свалки; если иметь в виду наши замусоренные души, которые давно стали неразборчивыми и всеядными и готовы, отказавшись от чувствований, знаний и заповедей предков, принимать на веру всё, что приподнесут им сегодня в модных и ярких обёртках.
Относится ли к таким «обёрткам» новая мировоззренческая модель истории человечества в новой лингвистически-мифологической интерпретации, которую озвучил сотоварищи новоявленный исследователь Михаил Задорнов, покажет время. И, разумеется, истину выявит только настоящий научный спор, который, к сожалению, в передаче «Гордон Кихот» так и не случился. Видимо, для него нужен, как сейчас принято говорить на телевидении, другой формат.
Сергей Малютин

источник: «Курская Правда»

Отрицательный голосПоложительный голос (+6 рейтинг, 10 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 25 Сен 2008 в 13:34.
В рубриках: Новости, Телевидение.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи| Trackback URI

Комментарии»

Комментариев нет.

Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (II часть)

74610747_4230267_50828466_1257520994_insightb
«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова»
Томас Дже
фферсон
 
 
     В первой части нашей беседы о ...

18 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее