Гагарин «поехал» в космос в львовском автобусе

гагарин в автбусеСегодня мало уже кто помнит, какая именно наземная автотехника доставила космонавта №1 и его дублера Германа Титова 12 апреля 1961 года на стартовую площадку в Байконуре. Между тем, об этом хорошо помнят ветераны Львовского автобусного завода («ЛАЗ») и старые специалисты теперешнего ОАО «Укравтобуспром» (Львов).

А ведь именно здесь сконструировали и собрали первый в мире автобус (на базе тогдашнего серийного ЛАЗ-695Б), предназначенный для перевозки космонавтов. Со временем «космические» ЛАЗы были модернизованы львовскими же конструкторами. Уже тогда эти модели оборудовали  кондиционерами воздуха и холодильником-баром. Кстати, в мировой практике такие специализированные машины создавали также впервые. В салонах были горячая и холодная вода, при входе специальные щетки снимали с одежды грязь, пыль, и все это сжигалось в двигателе. А во время переезда скафандры космонавтов подключали к бортовой системе жизнеобеспечения.

Кстати, именно с упомянутым автобусом связана «пикантная» традиция, начало которой положил Юрий Алеексевич Гагарин. Дело в том, что тогдашние ЛАЗы не были еще оснащены встроеными туалетами. Так вот – во время этого исторического рейса Гагарин попросил сделать на полпути кратковременную остановку, и, выйдя из автобуса, помочился на его колесо. И хотя сегодня современные автобусы обеспечивают пассажирам полный комфорт, с тех все космонавты,  по крайней мере, мужчины, отправляясь на орбиту, неукоснительно следуют этому «обряду». Дело в том, что с теми, кто это «не писаную» традицию когда-либо игнорировал, почему то в полете потом случались иногда мелкие, а порой и крупные неприятности. А другая традиция – обязательно смотреть накануне старта культовую советскую кинокартину «Белое солнце пустыни» (1970 г.)  появилась уже после трагической гибели первого космонавта планеты.

Между прочим, львовские автобусы еще несколько десятилетий после гагаринского полета возили космонавтов на Байконур. Россияне, правда, в свое время попробовали заменить украинские разработки  на модели известных западных фирм. Но, как оказалось, ни одна иномарка оказалась не способной преодолеть «специфическую» бетонную трассу к этому космодрому, сооруженную военными строителями более полувека тому назад.

К сожалению, после распада Советского Союза «ЛАЗ» начал быстро терять былую славу.  Более того  в 90-е годы предприятие оказалось на грани банкротства. Ситуацию спасли российские инвесторы. Сегодня «ЛАЗ» опять наращивает производство, выпуская большой модельный ряд не только пассажирских автобусов, но и тролейбусов. Недавно завод получил крупный государственный заказ на поставку своей техники для будущего чемпионата Европы по футболу, который, как известно, пройдет в Польше и Украине в 2012 году. А пять лет тому назад коллектив Российского государственного научно-исследовательского и испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина  поздравил коллектив «ЛАЗа» с 50-летием выпуска первого автобуса.  Кроме того, за постоянное и благотворное сотрудничество с центром подготовки космонавтов диплома имени Юрия Гагарина был удостоен  председатель наблюдательного совета ЗАО «ЛАЗ» Игорь Чуркин.

Игорь Галущак,

журналист

г. Львов

Степень Master of Business Administration (mba) дает возможность плотно поддерживать контакты с офисом карьерной службы, студенты и бывшие слушатели могут пользоваться некоторыми её услугами бесплатно.

Отрицательный голосПоложительный голос (+3 рейтинг, 3 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 17 Июн 2011 в 11:25.
В рубриках: Игорь Галущак, Колонка журналиста, Люди.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

Комментарии»

Комментариев нет.

Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ (II часть)

74610747_4230267_50828466_1257520994_insightb
«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова»
Томас Дже
фферсон
 
 
     В первой части нашей беседы о ...

18 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее