- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Фильмы, которые надо смотреть. «Блуждающий огонек» Луи Маля (1963)

Posted By Andrew On 5 Ноябрь 2009 @ 22:28 In Валерия Данилина,Кино,Колонка журналиста | 2 Comments

В 1929 году 31-летний французский поэт-сюрреалист Жак Риго покончил с собой выстрелом в сердце в одной парижской клинике, где лечился от наркомании.

В 1931 году его друг писатель Пьер Дриё Ла Рошель публикует роман «Блуждающий огонек», посвященный последним дням жизни поэта.

В 1945 году уже сам Дриё Ла Рошель, обвиненный правительством в сотрудничестве с нацистами, приходит к самоубийству.

В 1963-м 31-летний режиссер Луи Маль выпускает одноименную экранизацию и получает приз жюри и приз итальянских критиков Венецианского кинофестиваля.

Этот фильм – как матрешка в матрешке. Он сразу обо всех: конечно, о Жаке Риго, но это также дань Пьеру Дриё Ла Рошелю, кроме того проведена параллель с самим Луи Малем и Морисом Роне, исполнившим главную роль.

В принципе это фильм о тех, кто рано получил все блага, рано изведал всевозможные радости жизни и вот, в тридцать лет, когда другие только начинают получать от жизни какой-то дивиденд, этот избалованный, все перепробовавший и уставший денди, как блуждающий огонек, вспыхивает то здесь, то там и никак не может найти себе пристанища.

Ален Леруа проходит лечение от алкоголизма в престижной клинике. Его жена американка (кстати, американкой была и жена Маля) живет в Штатах и, похоже, даже не вспоминает о нем. Лечащий врач уверен, что лечение закончено успешно и пациенту давно пора покинуть клинику. Сам же Ален знает, что все это только видимость – вскоре он снова начнет и никогда уже не сможет бросить.

Но пока лечение (принцип которого – заставить пациента пить до одури, чтобы вызвать физическое отвращение к алкоголю) действует, Ален ищет ниточку, за которую мог бы он зацепиться в новой жизни.

И вот начинаются его скитания и встречи с разными людьми. Но что он видит? Друзья юности, некогда веселые и беззаботные, остепенились, обрели дом, семью и новую жизненную философию, а другие так и продолжают возлежать на диванах и говорить ни о чем.

От пустых светских бесед и приличий его тошнит. Даже женщины не вызывают более никаких эмоций. Люди вокруг говорят и двигаются, но похожи скорее на марионеток, которых дергают за ниточки и они безвольно выполняют чужие команды с вечной искусственной улыбкой на лице. Нигде ни дуновения свежего воздуха, атмосфера пыльного сундука – обиталища марионеток, куда их убирают на зиму, пересыпав нафталином. Душно, нечем дышать, нет таких слов, которые прозвучали бы искренно, кроме вечернего напутствия героя самому себе: «Завтра я убью себя».

Это был ультиматум. Он давно запланировал свою смерть, но дал себе последний шанс: найти нить, связующую с жизнью, найти что-то или кого-то, способного дать надежду. Он не нашел, да, впрочем, он и не искал долго.

Один из самых сильных эпизодов фильма – подготовка к самоубийству. Герой настолько хладнокровен и спокоен перед отходом в вечность, что не забывает ни об одной мелочи – привести комнату в порядок, даже убрать бумаги и закрыть замок портфеля. А все оттого, что впереди уже не может быть ничего хуже, чем было в этой жизни – так зачем попусту нервничать?

Луи Маль говорил, что для съемок одел актера в собственную одежду и вручил ему собственный пистолет. Этот выстрел – подлинный выстрел двух художников, но и, вместе с тем, поэтический выстрел еще двоих – Маля и Роне.

Характерно, что этим выстрелом закончится работа Маля в жанре экзистенциальной драмы, сближавшей его с «новой волной» (своеобразный триптих «Лифт на эшафот» - «Любовники» - «Блуждающий огонек»). А далее из интересного только в 1987 последует автобиографическая лента «До свидания, дети» - последняя, на мой взгляд, действительно удачная картина режиссера.

Валерия Данилина


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=8112

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.