Внешний вид улиц Москвы

«Это осадочный пласт, оставляемый после себя нацией; наслоения, отложенные веками; гуща, оставшаяся в результате последовательного испарения человеческого общества,» - так в 19 веке Гюго отзывался о Париже, одной из величайших столиц мира. Писатель говорил о далеких временах и ужасался деструктивному влиянию времени на облик родного ему места. Что бы сказал он теперь, вдохнув городской смог полной грудью, оглядываясь по сторонам в поисках хоть одной знакомой архитектурной черты? Смогли бы люди услышать его, несмотря на воцарившийся вокруг хаос мчащихся звуков шоссе?

Речь в этой статье пойдет вовсе не о Франции и даже не о Гюго, но о сегодняшней столице России, не менее великой и не менее достойной обсуждения.

Давайте прежде всего обратим наши взоры к очевидным вещам – к двуличию нашего города. Как бы мы ни старались скрыть от туристов неблагополучные районы, спрятать обвалившиеся стройки за высоченными рекламными щитами, у нас не выйдет укрыть нашу безалаберность. Неужели, повинуясь законам моды, рекламодатели сами уверовали в чудодейственность своих средств и так «омолаживают» Москву? Вешая на нее все новые слои «штукатурки» (рекламных щитов, плакатов и стоек), за которой всегда можно увидеть запущенность рассыпающихся зданий?

Подумайте, широко раскинувшаяся Красная площадь в окружении церквей, кремлевских стен и ГУМа, притягательно сияющего в темное время суток, Третьяковская галерея, Большой театр, парк «Царицыно» – что еще мы можем предложить приезжему без зазора совести?

Прогуливаясь, например, по Старому Арбату, прохожий уже не может уловить той романтики и красоты этой улицы, испещренной торговцами, промоутерами, смельчаками, мечтающими показать свои многочисленные таланты за небольшое вознаграждение. Но если этот торговый нрав и жажда зрелищ издавна присущи Арбату, то десятки рекламных вывесок кафе и ресторанов, которые отвоевали себе оба берега улицы, имеющей почти безостановочное течение масс, наиболее пагубно влияют на ее облик. И такое происходит повсеместно на всех пешеходных «реках» и «речушках» Москвы.
Что касается архитектурных памятников, зачастую те самые «наслоения, отложенные веками», исчезают бесследно при необходимости новой парковки или безыскусной «коробки» торгового центра. Можно отчасти согласится с мыслью французского писателя, что «моды нанесли больше вреда, чем революции» нашим столицам.

Создается впечатление, что чем больше Москва выигрывает в площади, тем больше проигрывает в красоте. Рост населения провоцирует и рост рынка услуг, а он в свою очередь – рост роли массовой культуры в столице. Увеличивается и количество и размер рекламы вместе с прибылью тяжелосумов-предпринимателей. Постепенно, привыкшие не останавливаться не перед чем, они совершают нападения на архитектурные сокровища. Бывает заброшенные и забытые, памятники ждут своего часа, но так и не получают новой жизни.

Прозрачные высотки офисов Moscow-city, многочисленных мест сбыта товаров как РИО, Метрополис, вырубка зеленой зоны – все это влияние «подражателей», которые то ли слепо пытаются не уступать Европе и Америке по числу больных раком легких, то ли считают это новым видом искусства и красоты.

Читая эти строчки того же вопящего от отчаяния Гюго, многие могут вспомнить неудачные реконструкции улиц, парков, зданий или памятников: «Искромсали, разрушили, убили в здании его форму и символ, его смысл и красоту. Не довольствуясь этим, моды осмелились переделать его заново, на что все же не притязали ни время, ни революция».
Всевластная мода добралась и до Большого театра. Внешне он выглядит традиционно, однако его зал после реконструкции был изменен. Его форма больше не помогает правильному и равномерному распространению звука, поэтому его убрали из списков «наследия Юнеско» -из-за оплошностей реконструкторов.

Для защиты архитектурных памятников Москвы работают представители организации ЮНЕСКО уже долгие годы, заботясь о столице, бывает, больше чем ее жители, но и последние не дремлют. Такие организации как «Коалиция в защиту Москвы» и «Архнадзор» стоят на страже национальной гордости страны и города. Но цели бороться за озеленение столицы, за чистый воздух и тишину у них вовсе нет.

«Каждая волна времени оставляет на памятнике свой намыв, каждое поколение – свой слой…» - написал небезызвестный нам негодующий Гюго в 19 веке. Но проблема существует здесь и сейчас. И на памятнике не останется даже «намыва», если не останется самого памятника. А во внешнем виде улиц столицы не останется ничего московского.

Александра Вяземшева

Отрицательный голосПоложительный голос (Еще не оценили)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 02 Июн 2014 в 23:01.
В рубриках: Колонка журналиста.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

Комментарии»

Комментариев нет.

Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Ищу «прынца»

Ищу прынца
У меня есть подруга. Назовём её Марина. Красотка она редкая: стройная кареглазая брюнетка с длинными вьющимися волосами и белой ...

08 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее