- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Записки о художниках. 22 октября 1869 года родился русский живописец Филипп Андреевич Малявин

Posted By София Загряжская On 22 Октябрь 2013 @ 9:25 In Колонка журналиста | No Comments


Художник
Филипп Малявин
«Вихрь»
масло, холст
1906 г.

Филипп Малявин автор многих портретов своих знаменитых современников, но прославленные им сияющие крестьянки в красном на фоне русской природы выделяют художника из ряда живописцев его времени. Символизм красного, одного из самых выразительных цветов в истории искусства находит особенное прочтение в картинах Филиппа Малявина.
Яркие платья, развивающиеся от ветра и движения, как полыхающий свет, воодушевленные лица олицетворяют торжество и славу, огонь и силу русской души, запечатленной в этих запоминающихся навсегда, поражающих воображение образах. Красный — цвет огня, символизирующий одновременно свет и тепло и пожар страсти, радость жизни и, вместе с тем, скорбь и печаль. «Аленький цветочек», «Красно-солнышко» — противоречивые символы неразделенной любви, и ускользающей радости, сменяющейся темной ночью. Эта двойственность преобладающего красного в картинах художника рассказывает многое на эмоциональном уровне восприятия. Красный в старину воспринимался как прекрасный, красивый, но за этим «красным» праздником, на пределе счастливого вдохновения души, видится и другая — обратная сторона крестьянской жизни, трудность которой женщины разделяли в полной мере со своими мужьями.

«Вихрь» — один из самых эмоциональных сюжетов, описанных Филиппом Малявиным. Сопоставленные друг с другом по контрасту красный-синий в костюмах молодых женщин создают объемность и осязаемость образов, полноту жизни. Луг, на фоне которого танцуют крестьянки еще более усиливает контрастность красного. Красный связывали с плодородием, с землей, с цветом глины, из которой Бог создал тело человека. Этому символизму цвета нас учат иконы. Мастер «красного» Филипп Малявин в юности изучал иконопись в афонском православном монастыре Святого Пантелеймона на Айон-Оросе и был там послушником до 1891 года, пока его работу не увидел скульптор Беклемишев, забравший молодого художника учится в Петербург.

Так же как и в иконе, свет, отражающийся на лицах крестьян – главное действующее лицо в картинах Филиппа Малявина, нерукотворный Свет духовного мира, падающий на одежду, освещающий предметы и людей, при этом не имеющий источника, находящийся будто внутри, просвечивающий насквозь, создающий просветленность образов.

Красные крестьянки в его картинах  светятся особенным внутренним светом как иконописные образы, как богообразные лики, с написания которых началась живописная история великого русского художника Филиппа Малявина.

Текст С.Загряжская

Творческая Мастерская Рябичевых.


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=37129

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.