- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Москва для комфортного проживания?

Posted By Genry Bobrow On 20 Август 2013 @ 9:32 In Колонка журналиста | 2 Comments

Недавно встречал возвращавшихся с югов своих родных. Решил, что цветы куплю на вокзале - у жены два дня назад было День рождения, захватил с собой подарок, оставалось одно. Согласитесь, без цветов встреча была бы неполной. Но обежав весь Казанский вокзал и прилегавшую к нему территорию, я не нашёл ни одного цветочного киоска! Что за нелепица! - вокруг меня, тут и там рядами стояли киоски с выпечкой от «стардогов», «пиццерий», «пирожковых» и прочие. Как будто бы Москва только что вышла из голодной блокады, и теперь у неё только одна задача: вдоволь наесться!

Так я цветы и не купил. В эти же дни я побывал с шестилетней дочкой в зоопарке. Ходили весь день, перебиваясь мимоходом мороженым и чипсами, но под вечер малыш признался, что не прочь перекусить чем-нибудь посерьёзнее. Отлично! - ищу глазами детское кафе, ведь, зоопарк - это место паломничества именно детей. Но вокруг меня окружали те же киоски с хотдогами, пиццами, прогорклыми пирожками, пожаренными вчера на позавчерашнем масле. Чипсы, пиво, кока-кола - всё те же фаст-фудовские безжалостные оккупанты, фирмы-убийцы детского здоровья.

Так и хотелось постучаться в дверь администратора зоопарка и посоветовать организовать здесь хотя бы одну на весь зоопарк детскую столовую. Ведь семьи с детьми сюда приходят не на час и не на два, а на целый день! Но меня остановил здравый смысл - такие решения принимаются не здесь, это музыка высших сфер, где разумный креатив заменяется циничным рационализмом: сетевые фаст-фудовские монстры обладают куда более мощным лоббистским ресурсом, чем потуги рядовых предпринимателей с полезными для общества идеями. И, похоже, против этого лобби бессильны сменяющие друг друга мэры-пэры имперской столицы.

Потом, мужики меня поймут, из города стали исчезать старые добрые закусочные, чебуречные, пельменные с деревянными столами, домашней кухней за недорого, где хотелось бы сидеть в компании друзей не полтора ресторанных часа, а полдня, болтая о том, о сём, нахваливая здешних поваров, вспоминая историю заведения и встречи со старыми добрыми друзьями. Так исчезла «шашлычка» на Большой Никитской, куда захаживали и москвичи, и гости столицы, и знаменитости: актёры, режиссёры, журналисты [1], учёные, музыканты. Заменой этому комфорту стали вездесущие «шоколадницы», «макдоналды», «суши-бары», «крошки-картошки». Там другая обстановка: не посидишь от сердца, не поболтаешь от души, не вспомнишь о былом - другой комфорт, не свой.

Тут я и вспомнил о лозунге, который Сергей Собянин провозгласил три года назад: «Сделаем город комфортным для проживания!». Кстати, у Лужкова был свой лозунг, который он протащил сквозь всё время своего правления стольным градом: «Москва для москвичей!».

К чести обоих нужно сказать, что их обещания стали неплохим навигатором для столичного чиновничества. При Лужкове Москву вычистили из вековой грязи, умыли фасады её старинных домов, правда, несколько перестарались - местами прямо-таки смыли с лица земли архитектурные шедевры. Юрий Михайлович социалку поднял и своей бурной деятельностью так намагнитил столицу, что в неё со всех сторон потекли реки денег, сделав город третьим по богатству в мире, так что бюджет составил 53 млрд. американских долларов.

Но его лозунг «Москва для москвичей», что означало, по-видимому - для простых граждан, все равно звучал издевательски - «некомфортная» тогда для проживания Москва почему-то притянула к себе не только деньги страны, но и сетевых монополистов, а также миллионы предприимчивых выходцев из ближнего зарубежья, которые львиную долю этих самых денег стали перекачивать к себе на родину. Между тем, уровень зарплаты простых москвичей оставался гораздо ниже, чем у жителей европейских столиц с куда более низким муниципальным бюджетом.

Что же Собянин? Он занялся дорогами, стал строить дома в комплексе с дорожной инфраструктурой - уже хорошо, спасибо! Но этого явно не достаточно, чтобы удовлетворить лозунг «комфорт для проживания». Ладно, с приезжими предпринимателями уже разбирается миграционная служба - тысячами вывозят на родину после того, как кое-кто из них побил стража порядка. Кстати, один выдворяемый стоит от 10 до 25 тысяч рублей! Спросите у судебных приставов, которые подключены к этой «торжественной» церемонии.  Рынки закроют, это уже понятно. Маршрутки ликвидируют, киоски снесут - об этом сообщили ещё раньше, ужесточат регистрацию и усложнят принятие гражданства РФ. Что дальше?

Москва гордилась своими показателями: 2 малых предпринимателя на 3 тысячи душ населения города. То есть, было объявлено о существовании среднего класса, которого так долго искали днём с огнём в кулуарах власти сторонники поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Теперь этого класса станет гораздо меньше, он превратится в прослойку, его место займут чиновники, чья легальная заработная плата должна вырасти к концу этого года или в начале следующего в полтора-два раза.

Но от того, что наши «слуги народа» станут получать больше  довольствия, экономика не станет крепче, а Москва комфортнее для проживания. Нужно ещё что-то, о чём едва ли заморачиваются наверху. Кто, например, заменит чернявых торговцев на рынках? Кто заменит сами рынки, киоски, маршрутки и прочие, что составляло, собственно, комфорт для проживания многих москвичей, которым дешевле сходить и купить капусту на рынке, проще дойти до рядом стоящего киоска, нежели нырять на час-два в магазин, чтобы купить бутылку минералки, быстрее добраться на работу на маршрутке, нежели трамбовать себе подобных в городских автобусах и трамваях?

То, что не поддаётся управлению, подлежит уничтожению... А, может, стоит научиться управлять этими механизмами, которые давным-давно уже отработаны на Западе? Скажем, открыть дорогу нашим фермерам на столичные рынки, лицензируя их деятельность, как лицензируется деятельность адвоката или нотариуса. Это накормит регионы и даст мощный толчок отечественному сельскому хозяйству. Дать возможность мелкому бизнесу открывать свои кафе со своим креативом в Москве, что разнообразит и упорядочит жизнь в столице, сделает её ещё более комфортной, а не идти на поводу у фастфудовских монополистов и ограничивать потребности москвичей их куцыми и не всегда полезными для здоровья предложениями.

Те же детские кафе в зоопарке или цветочные киоски на вокзалах - это не мелочь, это показатели уровня государственного мышления, заботы о населении и готовности вступить в мир цивилизованных понятий не на словах, а на деле.

Геннадий Бобров


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=36440

URLs in this post:

[1] журналисты: http://journalisti.ru/?cat=6

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.