Александр Невзоров: «Православная церковь привыкла к тому, что она является хозяйкой ситуации!»

Nevzorov

Обычно журналист во время интервью задаёт собеседнику вопросы  на разные темы, но наш сегодняшний гость – знаменитый питерский репортёр и писатель, автор и ведущий культовой перестроечной телепрограммы «600 секунд» – Александр Глебович Невзоров сразу же «взял быка за рога» и обозначил тему, которая ему на сегодняшний день наиболее интересна, поэтому разговор получился монотематичным.

-   Александр, я так понял, что Вы хотите со мной поговорить на тему русской православной церкви, о религии, атеизме и т.д.

-   Не то, что бы хочу, просто в России это сейчас является более серьёзной и болевой темой

-    Но мне кажется, что об этом нужно говорит в свете последних событий. Я имею в виду суд над панк-группой  „Pussy Riot“…

-    Об этом можно говорить в связи с ними без всякой связи с ними, потому что они всего-навсего катализировали и прорвали гнойник,  который существует на эту тему – тема религии, атеизма и взаимоотношений церкви,  государства и общества, – она всплыла на поверхность!  Это при том, что девочки не сделали ничего особенного, и я подозреваю, что они не рассчитывали на такой сумасшедший эффект и на такую сумасшедшую для себя удачу.

-    Может быть, это связано с тем, что в последнее время РПЦ очень активно  вмешивается в политику России, а действия группы „Pussy Riot“ стали своего рода реакцией?

-  Надо понимать, что такое Русская православная церковь. Она, конечно, формально очень активно вмешивается и в политику, и в культуру, и в искусство, и в дипломатию и во всё, но она это делает просто потому, что не может существовать по-другому.  Она всегда была частью государства, она всегда была неизбежностью,  потому что Вы знаете, что в России за любые попытки изменить собственное мировоззрение, за любые попытки, например, перейти в другую религию или иметь собственные представления о христианстве полагалась масса жестоких наказаний. У нас было множество статей Уголовного кодекса, которые охраняли православие, и Вы не имели возможности, родившись в России, выбирать себе что-то, хоть чуть-чуть отличающиеся от общепринятого строго обязательного  православного мировоззрения и православного обряда. Если Запад всё-таки предоставлял определённую палитру: католицизм, протестантизм, другие ответвления, то в России всё было абсолютно монотонно, и православная церковь привыкла к тому, что она является хозяйкой ситуации. И как только потеплел политический климат, как только православную церковь стянули с той цепи, на которой она сидела у большевиков, выяснилось, что это – очень кусачая тварь. Она кинулась грызть и кусаться и повела себя невероятно агрессивно и невероятно не умно. Она могла бы добиться многих преференций и получить огромные финансовые возможности и прочее, если бы вела себя чуть иначе. Но они пошли в настолько решительное наступление, на общество, что в ответ поднялись и атеистические силы, и какие-то молодёжные силы, и, в общем, сейчас Россия,  в религиозном смысле этого слова, расколота, и этот раскол  – глубокий, болезненный и огнедышащий!

-    Как в сложившейся ситуации должны вести себя средства массовой информации?

-    Средства массовой информации выбирают себе позицию и занимают сторону либо по одну, либо по другую линию «фронта»: они находят себе окоп, и либо подключаются к отражению церковного нашествия и церковной агрессии, либо они идут вместе с церковниками в эту атаку. И здесь уже всё зависит исключительно от образованности, от серьёзности, в том числе, вероятно, и патриотичности, несмотря не весь мерзкий привкус этого слова, журналиста, потому что ведь понятно, что русская православная церковь – чрезвычайно реакционное и мрачное заведение, которое действительно всю свою историческую жизнь находилось в полном конфликте с любыми видами прогресса, науки.  И если у вас там, на Западе,  в частности,  в Германии, периодически кого-то из учёных жгли, но у вас было, кого жечь, а у нас было некого жечь!  Если Вы рассмотрите историю России с момента её крещения до появления Петра, то Вы не увидите в России ни одного учёного, ни одного философа, ни одного геолога, ни одного медика, – никого. В России всё это душилось на уровне колыбели, и когда в XV веке в Новгороде возникла группа интеллектуалов, решившаяся почитать какие-то книжки кроме тех, которые были предписаны, то они были названы ересью жидовствующих и все уничтожены поголовно, хотя среди этих еретиков находились высшие церковники, клирики и миряне, но были уничтожены ВСЕ! В России не могло возникнуть ереси, потому что, для того чтобы стать еретиком, надо быть хотя бы грамотным, невозможно стать еретиком, не читая книжек, а в России этих книжек просто не было, они не переводились, они запрещались, они были немыслимы. И церковь с позиции оккупанта  и хозяйки пошла в наступление на те светские и общечеловеческие ценности, которые с таким трудом в Россию удалось привезти в каком-то элементарном виде.

-    Возможно, что причина заключается в том, что произошёл очень резкий скачок от коммунистического атеизма к религии. Может, этот переход должен был продолжаться несколько десятков лет, а не так: сегодня – у нас атеистическое общество, а уже завтра – религиозное, как Вы считаете?

-   Россия не является религиозной страной, а если бы такое произошло, то РПЦ имела бы право и возможность заткнуть уже законным порядком любому инакомыслящему и любому атеисту, но тогда полстраны эмигрирует, а вторая половина уйдёт в глухую оппозицию, а вы будете главенствовать! При этом называются очень агрессивные цифры: речь идет, чуть ли не о 75% православных, но когда им предлагаешь, раз их так много, провести референдум и объявить православие государственной религией, то они, тем не менее, не идут на это, потому что знают, что реальное количество верующих в России ничтожно. И это признают и сами иерархи церкви, что настоящих, воцерковлённых, исполняющих церковные обряды и людей, для которых мнение церкви больше, чем их собственное, порядка 4-5%!

- В последнее время  стало очень модным выставлять веру напоказ: многие известные люди говорят о том, что они крестятся, молятся и такие православные. Мне кажется, что это действительно какое-то поветрие и мода, а вера должна быть внутри человека, и выставлять её напоказ и говорить об этом не стоит.

-    Здесь дело в жгучем чиновничьем подхалимаже. У меня есть довольно много близких друзей, которые находятся в различных, в том числе и высших, эшелонах власти. И когда я к ним прихожу и вижу, что всё заставлено иконками, то я ухмыляюсь, а мне отвечают: «Глебыч, да мы – нормальные, но так сейчас полагается». И вот чиновник берёт иконку, рисует на ней рожки, фингал, усы и спрашивает: «Теперь ты веришь, что я – нормальный?». Я отвечаю: «Да, теперь я верю!». Он заворачивает эту иконку в бумажку с тем, чтобы выкинуть её в урну незаметно, а не здесь  – в корзину, которая стоит у него под столом, потому что он боится, что на него донесёт уборщица.

-    Какие по-Вашему перспективы этого противостояния: кто кого, в конечном счете, победит? Или это всё так и будет продолжаться годами?

-    Это будет длиться на протяжении долгого времени. Я думаю, что победим мы, мы уже неоднократно их побеждали, но главное, что никто против их веры ничего не имеет, и они в своих молитвенных домах, в своих собраниях имеют право на всё, что угодно: петь любые песни, верить хоть в реальность Карлсона, хоть Иисуса Христа, но они это должны делать в специально отведённых местах, не ущемляя чувств и прав всех остальных людей. Конечно, удастся их туда – обратно потеснить, в их конституционную нишу. Вопрос, – какими трудами это будет сделано. Поймите, что очень многое зависит от руководства страны. Если, предположим, завтра Путин вдруг примет индуизм (он – неожиданный человек), то поверьте, что чиновники кинутся пришивать себе к лицу хоботы, как у Бога мудрости Ганеша – одного из индусских богов. Всё ещё зависит от того, какую «отмашку» дало начальство. И либо с переменой власти, либо с изменениями внутри существующей власти, что-то произойдёт. Конечно, церковь ни на что не способно без поддержки государственного аппарата и без государственных возможностей. Как только эти возможности будут у них отобраны, то они превратятся в такую же религиозную организацию, как и все остальные. Я совершенно уверен, что обеспечить им право верить во всё, что они хотят, сможет помочь только светское и полностью атеистическое государство. Современные атеисты никого не собираются сбрасывать с колоколен или запрещать церковное служение, да нет – пожалуйста! Но безе перекосов, ведь сейчас православные в общем инициируют травлю и ущемление всех остальных конфессий. Посмотрите, что происходит со «Свидетелями Иеговы», что происходит с протестантами, что происходит с православными не Московской патриархии,  – они довольно жёстко дискриминируются!

«Немецко-русский курьер», декабрь 2012 года

Евгений Кудряц

Отрицательный голосПоложительный голос (+6 рейтинг, 6 голосов)
Loading ... Loading ...
Опубликовано 13 Дек 2012 в 21:32.
В рубриках: Колонка журналиста.
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Распечатать запись Распечатать запись

RSS комментарии этой статьи

Комментарии»

Комментариев нет.

Имя (обязательно)
E-mail (обязательно - не публикуется)
Ваш комментарий (уменьшить поле | увеличить поле)
Вы можете использовать <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> в своём комментарии.
*

Ссылки на эту запись

Архив

Свежие записи

Блоги

Диалоги

Петька пылил ногами. Теплая земля согревала босые ступни. Мелкие камни забивались между пальцев. Покусывал тонкий золотистый стебель пшеничного колоса.  В потной ладони сжимал очищенные зерна.
Солнце припекало макушку.

Тропа ...

15 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее

Ищу «прынца»

Ищу прынца
У меня есть подруга. Назовём её Марина. Красотка она редкая: стройная кареглазая брюнетка с длинными вьющимися волосами и белой ...

08 Фев 2015 | Ваш отзыв | Далее