- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Леван Вардосанидзе: «Мои первые опыты начинались с фигурок из теста.»

Posted By annett_a On 7 Ноябрь 2012 @ 23:27 In Колонка журналиста | No Comments

Леван Вардосанидзе:
«Мои первые опыты начинались с фигурок из теста.»

Еще свежи впечатления от  летних олимпийских игр, проходивших месяц  назад в Лондоне. Незабываемо яркое открытие, интересные соревнования, достойные участники. Между прочим, в Лондоне смогли себя проявить не только наши спортсмены, но и представители высокого искусства. Грузинский скульптор принес стране олимпийское серебро еще до начала олимпиады. На международном конкурсе «OLYMPIC SPORT & ART 2012» скульптура Левана Вардосанидзе «Олимпийский гимн» была награждена серебряной медалью. Именно он главный герой нашей сегодняшней беседы.

- Что предопределило выбор вашей профессии?

-Это произошло еще в далеком детстве. Я часто оставался с бабушкой дома, пока родители находились на работе. Бабушка что-то дома пекла к приходу родителей, а я, будучи непоседой, часто ей мешал, надоедал, и чтоб чем-то меня занять, она как-то раз оторвала мне кусочек теста, чтобы я с ним игрался и оставил ее в покое. И что вы думаете? Из этого маленького кусочка теста я вылепил коня. И начал выпрашивать еще кусочек, потому что это занятие мне очень понравилось. В итоге вечер закончился тем, что родители пришли домой, и вместо свежей выпечки увидели на столе коллекцию зверушек, которых я вылепил из теста. После этого случая мне купили пластилин, с которым я мог возиться день и ночь.

Когда стал постарше, меня отвели  во Дворец пионеров, и там уже пошло дальнейшее развитие моего хобби. Затем, уже в школе, я увлекся рисованием, мне, грубо говоря, были «до лампочки» все остальные школьные предметы, кроме гуманитарных, таких как литература, история и все, что связано с искусством.

-А что было потом?

-После окончания школы  поступил в Академию художеств в Тбилиси, закончил её в 1982 году и продолжил обучение в аспирантуре в Москве. Хочу напомнить, что в советское время у нас не было возможности развиваться, ездить за границу, воочию наслаждаться великим наследием мирового искусства. После т.н. перестройки все стало намного проще, и первое, что я сделал - уехал путешествовать за рубеж, знакомиться с людьми, посещать различные выставки, которые проходили по всей Европе. Постепенно налаживались творческие связи. Вот, допустим, у меня уже многие годы отличные отношения с лондонской галереей, которая выставляет мои работы. И это не единственный пример.

-Наверное, вы могли и остаться жить  в Европе?

-Вы знаете,  я не хотел вливаться в ряды эмигрантов. Все-таки эмигранты считаются там людьми второго сорта, и по этой причине часто бывают обделены уважением. Лично для меня намного лучше жить дома, периодически ездить туда в гости, выставляться, а потом вновь возвращаться. Как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше.

-Владеете ли вы иностранными языками?

-Английским владею в совершенстве, и в этом мое спасение, так как именно на нем я могу свободно изъясняться, нежели на других языках тех стран, в которые мне приходится ездить по работе. Поэтому не было необходимости учить другие языки. Я понимаю немецкий, могу читать, но свободно разговаривать, к сожалению, не могу. Единственная проблема, с которой я сталкивался, - это то, что в Германии, в магазинах скульптурных принадлежностей, совсем не говорят по-английски, поэтому  общаться с этими людьми крайне сложно, ибо нужно применять какую-то профессиональную терминологию и так далее. Но позднее я понял, что надо делать, и с тех пор поступаю только так:  беру каталоги на немецком языке, с полным описанием того, что мне нужно, прихожу с ними в магазин, и просто показываю продавцам, что меня интересует.

-А как вы начали заводить профессиональные связи за рубежом? Вы ведь говорили, что в начале это  было довольно проблематично.

-Первые шаги было были предприняты в начале 1980-х годов. В старом районе Тбилиси Абанотубани были  выставочные залы, где экспонировались работы молодых художников. Как раз в то время потихонечку Грузию уже начали посещать иностранные искусствоведы, которые любили бывать на наших выставках, покупать там  работы. Именно тогда и появились первые знакомства за рубежом. А уже потом в, 1988 году, наша выставка поехала в Финляндию, где  продались четыре мои работы, и за счет этого тоже были налажены очень важные связи. Позднее, когда у меня самого появилась возможность ездить в Европу,  я не упускал случая налаживать контакты с зарубежными искусствоведами, коллекционерами, галлеристами и так далее.

- Совсем недавно вы заняли призовое место на конкурсе олимпийской скульптуры в Лондоне. Расскажите об этой работе.

-Ну, начнем с того, что это моя третья победа на подобном конкурсе. Я работал над скульптурой два года. Называется работа «Олимпийский гимн», сейчас она находится уже в олимпийском музее, и  возврату победителю, то есть мне, уже не подлежит. Идея ее создания пришла ко мне в 2008 году, после олимпиады в Пекине. На всех моих предыдущих работах, которые отмечались на этих конкурсах, я изображал непосредственно спортсменов. А на этот раз  попытался воссоздать в скульптуре олимпийскую символику. Я изобразил олимпийский огонь, который зажигают в столицах Игр во время церемонии открытия. Скульптура предстает перед зрителем в виде факела, изображенного в форме стилизованной фигуры женщины. Над ней арфа и олимпийская эмблема - пять переплетенных колец, одно из которых плавно перетекает в скрипичный ключ. Кроме того на постаменте выгравированы ноты олимпийского гимна

-Что вы вообще думаете о современной скульптуре?

-К сожалению, современная скульптура, как и  музыка с литературой, находятся в упадке. Я это могу объяснить тем, что к тому времени, в котором мы с вами живем, наши предшественники уже очень много всего сделали и, к сожалению, молодое поколение современных деятелей искусства не может придумать что-то новое, не может удивить. Современная скульптура ничем не «цепляет», к моему великому сожалению. Я с досадой вспоминаю советские времена, когда у нас, на то время начинающих художников и скульпторов, было столько идей, но мы не могли их воплотить. Как говорится, имели желание, но не имели возможности. А сейчас имеется столько возможностей, никаких запретов: твори  - не хочу! Появилось много новой техники для обработки материала, новые краски - фантастические цвета! Но вот что я вам скажу: проблема нынешнего поколения - в отсутствии идей для воплощения. Я могу провести параллель с музыкой - вы можете мне назвать хоть одного неповторимо талантливого композитора, исполнителя на сегодняшний день? Только не берите в счет тех людей, которые называют себя композиторами, и к которым приходят заказчики и говорят: «Мне к завтрашнему дню нужна такая-то и такая-то песня, вот гонорар, вперед!». Вы можете назвать это искусством? Я - нет.

- Что вы думаете о  скульптурах, установленных в последнее время как в столице, так и в Батуми, других населенных пунктах?

-Вы знаете, не выражаю восторга! Все, что я могу увидеть там, напоминает мне рекламные стенды, а не произведения искусства. Нет фантазии, нет души у этих так называемых скульптур, они похожи на высушенных мумий. У меня создается впечатление, что все это сделано наспех, экспромтом, не вкладывая никакого смысла. Если подходить с профессиональной точки зрения, то я, как человек, который вкладывает душу в каждое свое творение, могу сказать: нет, я этого не приемлю. Так же не могу понять, как за считанные дни можно воздвигнуть скульптуру. Скажу больше: у меня вызывает огромное удивление, если вдруг я увижу какую-то стоющую работу. Я настолько иногда бываю этим ошеломлен, что мне хочется такую скульптуру обнять и поцеловать. Но в большинстве случаев в последнее время мне, увы, просто хочется отвернуться и больше не смотреть в ту сторону.

- Растет ли  в вашей семье новое поколение скульпторов и художников?

-Дочка моя профессиональная художница, закончила тбилисскую Академию художеств, внук пока в школе учится, в младшем классе, поэтому еще не определился со своим будущим. Но если он пойдет по этому пути, как и все мы, я буду очень и очень рад этому.  Просто и тут проблема современного поколения. Я сомневаюсь, что  скажу сейчас что-то новое, но все же… В мои годы, из-за  того, что не существовало мобильных телефонов, компьютеров, Интернета детство проходило немного иначе. Было много увлечений, наше поколение было очень разносторонним - мы занимались различными видами спорта, ходили на концерты, слушали музыку, много читали. А теперь, сами видите, все изменилось. Так что, сейчас мы можем только надеяться на то, что наши дети выберут правильный и достойный путь.

Беседу вела Анна Анастасиади.
Фото из личного архива скульптора.



Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=32253

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.