- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Александр ВАСИЛЬЕВ: «НУЖНО ВСЕГДА БЫТЬ НА ВЫСОТЕ И НИКОГДА НЕ ТЕРЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБЛИК!»

Posted By Andrew On 8 Август 2009 @ 1:09 In Евгений Кудряц,Интервью,Колонка журналиста | No Comments

Александр Васильев – всемирно известный театральный художник, дизайнер интерьеров, а также искусствовед и историк моды, непревзойденный лектор и коллекционер, сценограф, автор многих популярных книг и статей. Взять интервью у Александра – нереально, так как его день расписан буквально по минутам, он перемещается по земному шару со скоростью звука. После двухнедельной «охоты» у господина Васильева образовалось небольшое «окошко», поэтому несмотря на бешенную нагрузку и крайне напряженный график работы, он нашел время ответить на вопросы нашего корреспондента.

- Александр, вы родились не совсем в обычной семье: ваш отец –художник, а мать – актриса. Какое это имело значение для вашей дальнейшей судьбы?
- Самое основополагающее в данном вопросе это то, что художественная обстановка и театральная атмосфера моей семьи дала мне возможность в дальнейшем развивать свои таланты именно в этом направлении и постоянно получать поддержку от моих родителей.
- Скажите, пожалуйста, почему вы приняли непростое решение об отъезде из СССР? У вас были определенные идеологические разногласия с советской властью?
- Причиной моего отъезда из Советского Союза послужила любовная история. Но с другой стороны, конечно, были проблемы идеологического и художественного плана, однако в том возрасте, в котором я пребывал, все воспринималось не так значительно.
- Вы, пожалуй, единственный в мире, насколько мне известно, историк моды...
- Это неверно, я – не единственный в своем роде. В Англии – множество историков моды, в России, благодаря мне, сейчас стало популярным быть историком моды. В Париже и вообще во Франции есть несколько историков моды. Это – не распространенная профессия, но встречающаяся, которую можно отнести к разряду искусствоведения, так как мода – это не только вид бизнеса, но еще и искусство, которое может рассматриваться историками уже в исторической перспективе многих веков сквозь призму времен.
- А почему вы стали заниматься именно таким видом деятельности? Что послужило причиной для этого?
- Меня всегда интересовала старина, но я родился в СССР – в стране, которая была лишена всяких исторических корней, утверждавшая, что история началась в 1917 году, чего, конечно, быть не может! Это была самая неверная установка большевиков. А у меня постоянно было желание уйти за рамки этих темных революционных лет, поэтому меня всегда интересовал XIX век, - это была моя начальная любовь, затем, уже во Франции, я открыл для себя прелести XVIII-го века, в Италии – XVI-го и т. д. Я узнал историю с разных сторон, потому что очень много путешествовал, читал, видел множество музеев мира, которые дают прекрасное образование, когда вы побывали во всех крупнейших музеях мира и в большинстве мелких – вы, конечно, себя чувствуете совсем по-другому. У вас появляется очень большой визуальный опыт, расширяется кругозор, и все это позволяет профессионально развиваться. В сумме полученных мною знаний как в России, так и во Франции, я мог стать тем, кем я стал, написав двадцать одну книгу...
- Давайте немного поговорим об этом. Александр, вы – автор книги «Красота в изгнании», выдержавшей несколько изданий и переведенной на английский язык. Как у вас возник замысел этой книги?
- Эта книга стала бестселлером как на английском, так и на русских языках. Много лет своей жизни – более двадцати – я провел во Франции и там видел множество людей из первой волны эмиграции, которые посвятили свою жизнь миру моды. Они были манекенщицами, портнихами, художниками, дизайнерами, вышивальщицами. И та информация, которую я собрал, благодаря их устным воспоминаниям, газетным статьям, фотографиям, которые я смог у них увидеть, дала мне возможность собрать очень большой материал, он был абсолютно необходим, и это являлось некой моей миссией – собрать это все под одной обложкой. И таким образом родилась данная книга с очень интересным названием. Я не скрою, что толчком к нему стали воспоминания Великой Княгини Марии Павловны Романовой, которая написала книгу «Великая Княгиня в изгнании», и она в свое время произвела на меня очень большое впечатление, и, конечно, в эмиграции очень часто употреблялось слово «изгнание». В России, в отличие от зарубежья, изгнание – это что-то лермонтовское, а словосочетание «Красота в изгнании» было моим изобретением. На эту тему мной были собраны тысячи фотографий, статей, текстов воспоминаний, я все это обработал. Сбор материала на эту книгу продолжался в течение десяти лет. мне многие говорили, что я теряю время, но это была не потеря времени, а просто счастье – работать над этим материалом, и в результате этого родилась полноценная, интересная всем книга. Сейчас издательство требует от меня, чтобы я за год написал книжку, а глубокие книги исторического плана такой короткий промежуток времени создать просто невозможно, потому что тексты пишу я, а не «рабы», и у меня есть еще и другие, параллельные занятия. Я не могу все бросить и только писать книгу, поэтому «Красота в изгнании» из всех моих книг выдержала наибольшее количество изданий, она, как вино – наиболее зрелая и настоявшаяся.
- На канале «Культура» в 2003 году вы создали 9-серийный фильм «Дуновение века». Как проходила работа над ним?
- Это была очень интересная работа, и это счастье, что мы его сняли в 2003 году, когда еще были живы старинные манекенщицы – королевы подиума, конкурсов красоты, которых я успел заснять. Все эти женщины почили в мире ином, и этот фильм, который называется «Дуновение века», - безумный раритет, потому что я снял гламурную и блестящую эмиграцию, а не шамкающую ртом – бедную и несчастную. Это, конечно, произвело на всех большое впечатление, и я безумно рад, что этот фильм вышел и имел такой огромный успех! Я еще сделал и другой шестисерийный фильм, который называется «Анфилада», он вышел в конце февраля этого года, так что моя работа в кино не остановилась.
- Вы – обладатель одной из самых больших частных коллекций костюмов Русского периода. Эту коллекцию вы показывали во многих странах мира. Расскажите, пожалуйста, немного о ней, что туда входит?
- В мою коллекцию входят предметы одежды XVII, XIX и XX-го веков, - всего около 10.000 наименований, а может и гораздо больше, так как у меня нет никакой возможности провести полный учет из-за того что пополнения идут буквально каждый день – то дары, то покупки, то какие-то подношения. Я стараюсь собрать и украсить все это больше и больше. Я готовлю выставку в Москве в Академии художеств Зураба Церетели, где будут представлены модели 20-хх годов. Она будет проходить два месяца – с 16-го июня по 16-е августа. После этого мы готовим еще одну выставку в Милане – это уже, как вы понимаете, в Италии. В Германии я пока ничего не готовлю, хотя там много лет работал в оперных театрах и балетных труппах как художник по костюмам.
- А что это были за постановки, в каких театрах Германии?
- Я работал в национальном оперном театре Бонна, в государственной опере Висбадена и в городской опере Дрездена. И везде это была работа с очень интересными постановщиками. В Бонне я работал с Юрием Любимовым и создавал костюмы к опере «Евгений Онегин», в Висбадене очень долго шли мои постановки – это были костюмы для «Ромео и Джульетты», «Лебединого озера», «Дамы с камелиями», «Парижского веселья» и многих других вещей.
- В прошлом году к вашему 50-летию вышла книга «АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ: «Я СЕГОДНЯ В МОДЕ... 100 ответов на вопросы о моде и о себе». Какой вопрос не вошел в эту книгу?
- Вы знаете, я сейчас даже не могу сконцентрироваться, потому что мне задают такое количество вопросов, и нет дня, чтобы я не давал интервью журналистам [1]. Это происходит во всех странах мира. Меня спрашивают о моей жизни в Стамбуле, в Мехико, в Париже, в Новосибирске, в Москве –везде. Поэтому я уже не помню, какой мне вопрос еще не задавали. Людей интересует буквально все – начиная цветом моих носочков и кончая такими аспектами, которые никого не должны интересовать: что вы едите на завтрак, во сколько вы ложитесь спать, чем набита ваша подушка, как зовут вашу собачку, какую музыку вы слушаете, какой цветочек вы поливали. Когда вашу жизнь журналисты [1] разбирают по косточкам, то я даже не знаю, осталось ли что-то еще неосвещенное в прессе. Об этом мы узнаем из моей книги воспоминаний, которую я собираюсь написать. Тогда я смогу открыть какие-то иные аспекты моей жизни и деятельности, которые, возможно, не вошли в поле зрения различных журналистов [1].
- И последний вопрос: Александр, что бы вы могли пожелать читателям газеты «Европеец»?
- Читателям я пожелаю почаще записываться в «Школу Александра Васильева». Ее филиалы есть в разных городах мира – в Венеции, в Риме, в Лондоне, в Париже. Я провожу специальные мастер-классы, где у меня уже занимались несколько дам из Германии. И конечно же я посоветую всем ознакомиться с моими книгами. Я уверен, что все те, кто интересуется модой и искусством, найдут там массу интересного. А кроме того, – всегда быть на высоте, никогда не терять человеческий облик, одеваться менее броско, но элегантно и следить за своим лицом и фигурой настолько, насколько это им позволяет профессия и их кошелек. Во всяком случае – не терять себя и держать нос кверху! Вот что я посоветую читателям незнакомой мне газеты «Европеец»!
- Александр, большое спасибо за этот интересный разговор!
- Я вас также благодарю, Евгений!


Беседовал Евгений Кудряц [2]

PS. Я еще долго пребывал под большим впечатлением от нашей беседы с Александром Васильевым, которая прошла, словно на одном дыхании. Это – действительно уникальный в своем роде, увлеченный и целеустремленный человек, обладающий бешенной энергией, неиссякаемым потенциалом и способный заразить «бациллой» моды любого, даже такого неискушенного в этом вопросе человека, как я.


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=3208

URLs in this post:

[1] журналистам: http://journalisti.ru/?cat=6

[2] Евгений Кудряц: http://journalisti.ru/?cat=495

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.