- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Шерлок: время просит героев

Posted By TeoRyo On 23 Август 2012 @ 12:22 In Колонка журналиста | 2 Comments

Реинкарнация Шерлока Холмса от ВВС может называться одной из самых больших удач в современном кино. Редким командам удается создать качественный детектив. Но еще реже удается создать фильм, не только достигший уровня первоклассных детективов, но и разлившийся далеко вширь за рамки детектива как такового. А это, несомненно, удалось создателям сериала Марку Гэттису и Стивену Моффату в содружестве с блестящей актерской командой.

 

Когда встретился с сериалом впервые, сначала, как и многим наверное, хотелось спросить: почему Шерлок? Почему понадобилось тревожить Конан Дойла, а не, скажем, создавать детектив «с нуля»? Если ставить вопрос немного иначе, то в какой степени сериал «Шерлок» есть использование старого бренда для раскрутки нового продукта, а в какой он является полноправным ремейком?

 

Справедливо было бы сказать, что в фильме имеется и то, и другое. Создатели сериала остроумно обращаются с конан-дойлевским сюжетом. Никак не скажешь, что он «наклеен» на современную реальность, как знакомый зрителю ярлычок – он глубоко проникает в нее. С другой стороны, многочисленные отступления от оригинальной канвы нисколько не «роняют» уровень фильма. Это доказывает профессионализм и независимость мышления создателей фильма, убеждает, что они способны произвести на свет живущий своей жизнью проект.

 

Дальше – больше. Чем больше смотришь фильм, тем меньше приходит в голову охота узревать в структуре картины границы первоначального сюжета. Фильм захватывает. Фильм убеждает. Он не отрывает сюжет из прошлого, механически перенося его в современность. Он переводит стрелки часов – и сюжет живет новой, полной жизнью.

 

Но даже самый гениальный ремейк самого замечательного творения Конан Дойла сам по себе не снискал бы такой популярности. Невероятно удачными оказались образы, и главным образом, созданные Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фриманом.

 

Современный Шерлок. Остроумен. Лаконичен. Категоричен и властен. Динамичен настолько, что с непривычки сложно уследить за молниеносным маневрированием его мысли. Он являет собой желанный тип героя нашего времени – героя, который соединил в себе надежность и обстоятельность человека прошлых эпох с уверенностью и мобильностью человека современного. Шерлок – жесткий профессионал, для которого весь мир играет лишь роль декорации к главному делу его собственной жизни. Эта черта, намеченная у Конан Дойла, предельно развита в Шерлоке современном. И это одно из главных обстоятельств, переносящих гениального отшельника с Бейкер-стрит в наши современники. Шерлок настоящ. Он далек от роботизированных суперменов американских боевиков. Где-то он ошибается, где-то его подводит чрезмерная прямота. Несмотря на его полное презрение к сантиментам, отдельные эпизоды показывают нам, что он отнюдь их не чужд. Он способен раздражаться, и даже иной раз чуть заметно смущаться, когда допускает промахи. В целом он холоден и закрыт, но вот такие короткие мгновения простых человеческих эмоций не могут пройти незамеченными для в внимательного зрителя.

 

Возможно, этого героя еще нет, но наше время просит его – холодного интеллектуала, неотразимого игрока-одиночки новой эпохи. И блестяще сыгранный Камбербэтчем, он сразу располагает к себе зрителя.

 

Современный Ватсон. Сочетает в себе отвагу человека прошлого и толерантность современного. Он способен прямо мыслить и осмотрительно действовать. Прекрасные качества далеко не только для военного врача. Особенно в наше время, когда толерантно большинство, но толерантность этого большинства на поверку оказывается просто-напросто податливостью перед всем.

 

Мориарти тоже чрезвычайно хорош. Создателям фильма не было никакого резона создавать нового Доктора Мировое Зло – с первого взгляда запоминающегося, необычайно характерного, театрального и… именно поэтому безобидного. Современный Мориарти страшен как раз своей кажущейся обезличенностью. Неприметный, вечно расслабленный человечек с гомосексуальным голоском – ну, что он может сделать?.. Тем неожиданнее открытие в этом теле неординарного реваншистского ума – ума существа, готового сознательно, терпеливо, методично мстить всему миру за свою невзрачность, за свое хронически проигрываемое первое впечатление. После некоторого знакомства с Мориарти нетрудно понять его психологию: видимо, когда-то внешняя податливость была проклятием его жесткого ума, и в конце концов он превратил ее в утонченную «фишку», блестящее прикрытие для жестокой атаки

 

Можно констатировать удивительный факт: своей популярностью фильм обязан во многом не только тому, что показал, но и в какой-то мере создал героев нашего времени –героев актуальных и убедительных. Он показал, что европейское общество начало потихоньку выздоравливать. По крайней мере, думающей его части более неинтересны пластмассовые супергерои, приторные любовники или злодеи с пеной у рта– словом все из пальца высосанные персонажи, более подходящие для компьютерных игр, нежели для кинематографа. В фокусе – настоящие люди. И это очень радует.


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=29561

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.