- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Падение четвертой власти

Posted By Andrew On 6 Июнь 2009 @ 3:56 In kabmir,Колонка журналиста,Эссе | 1 Comment

В середине мая на побережье Антальи (Турция) представители «четвертой власти» собрались на международный конгресс «Журналистика и медиарынок: глобальные вызовы и перспективы», чтобы понять свое место в быстро меняющемся мире и соответствовать требованиям времени. И было что обсудить: экономический кризис с некоторых пор самым бесцеремонным образом распоряжается на мировом медиарынке. Одна за другой закрываются или переходят в Интернет региональные газеты, на пороге полная коммерциализация новостных сайтов и взимание платы за право читать и знать. И при этом журналисты [1] - одна из самых невостребованных, неуважаемых и опасных профессий в России.

Поломав голову над причинами отрицательного имиджа журналиста в обществе, участники конгресса обсудили факт манипуляций со СМИ политтехнологов, пиарщиков, владельцев вещательных органов и власти. Выяснилось, что корпоративная солидарность у журналистов [1] отсутствует, а о нравственности и морали в профессии они последний раз слышали на лекциях в университете. На деле же представитель прессы - это волк-одиночка, выживающий один и погибающий один. И, как мы привыкли видеть по телевизору, локтями расталкивающий коллег по перу и микрофону. Если сегодня ты не первый - завтра тебя нет совсем. А рассуждения об этике оставьте студентам.

Эту профессию не зря называют «второй древнейшей». Журналистов почти всегда можно купить (хотя они предпочитают свято верить в свою независимость), вопрос только в цене и в том, кто покупатель. И даже если журналист [1] работает сам на себя и убежден, что неподкупен, ему можно подтасовать данные, поманить сенсацией, а то и пригрозить.

Работая денно и нощно, зачастую подвергая опасности свою жизнь и здоровье, журналисты [1] вроде бы призваны служить обществу - обеспечивать нас оперативной и достоверной информацией, отвечать на запросы аудитории. Однако сами представители прессы признают, что в последнее время они утратили живую связь с аудиторией, не понимают ее запросов, вкусов и чаяний. Произошло это потому, что последние десятилетия СМИ не так уж стремились быть с нами в контакте и выполнять функцию связующего общественного звена. Их больше заботило, чтобы политика издания или телеканала максимально соответствовала представлениям владельца и обслуживала его интересы.

Тем временем, сама аудитория претерпевала определенные изменения, и сегодня уже ясно, что низкопробное чтиво, ангажированные новости, заказные репортажи и усыпляющие разум зрелища устраивают далеко не всех. Общество быстро меняется, но СМИ, по большому счету, потеряли с ним связь. Разочарованный читатель отказывается покупать такую прессу (еще и платить за это!), а кнопку телевизора нажимает скорее по привычке. И не далек тот день, когда, устав от тележвачки, не наполняющей их ожидания и потребности, люди повыбрасывают телевизоры на помойку, массово мигрируя в интернет. Уже сегодня четвертой властью реально становятся блоггеры, вытесняя на информационном поле запутавшуюся в бесконечном пиаре и технологиях прессу.

Так что же, получается, пора петь СМИ отходную? Если обществу не нужна такая «четвертая власть», оно вправе и обязано требовать изменений.

Чтобы стать нужными, независимыми и экономически дееспособными, СМИ должны, прежде всего, перестать «влиять» и начать вести диалог с аудиторией. Постоянно держа руку на пульсе общественных изменений, на полшага опережать реальные общественные запросы, помогая систематизировать и анализировать информацию. Позитивный контент и настрой на общечеловеческие гуманистические ценности должны из красивых деклараций перейти в реальное журналистское бытие.

Говоря о перестройке СМИ, необходимо понимать, что значит «соответствовать требованиям времени» и что такое «позитивный контент».

Журналистам стоит помнить, что «чернуха» - не в фактах, а в намерениях, выстраивающих редакционную политику. Сообщение о любой трагедии может не быть психологически разрушительным, если говорить об этом без намерения раздуть рейтинги. А социальные репортажи не пойдут на пользу обществу, если во время их создания интересы самих людей учитывались в последнюю очередь.

В 21 веке человечество оказалось перед тысячами проявлений глобального кризиса, затронувшего интересы каждого. От СМИ ожидают объяснений принципов жизни в новых условиях, причины и сути глобальных процессов, происходящих в мире. Вместо того, чтобы ежедневно выливать на наши головы извращенную, вредную и пустую информацию, СМИ должны стать инструментом интеграции между людьми и каналом для глобального гуманистического образования.

Светлана Балашова


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=2920

URLs in this post:

[1] журналисты: http://journalisti.ru/?cat=6

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.