- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

СМИ без рекламы: за и против

Posted By Татьяна Гайдук On 7 Август 2012 @ 17:42 In Колонка журналиста | 2 Comments

СМИ без рекламы: за и против

 

Утро, 2 декабря. Открываю «Российскую газету». Уже на четвертой странице натыкаюсь на рекламу очередного чуда-лекарства. На пятой, шестой, девятой, десятой, одиннадцатой и практически всех остальных страницах эта ситуация повторяется. Становится невозможно читать, и я откладываю газету в сторону.

Открываю «Комсомольскую правду». Здесь дело обстоит не намного лучше. Разве что чудодейственные препараты уступают место уверениям взять кредит то в «Росгосстрахе», то в «Юниаструм Банке», то в «Сбербанке».

Уже почти отчаявшись, беру в руки одну из местных газет – «Колымский тракт». Из двадцати четырех страниц издания десять заполнены рекламой и объявлениями. В конец расстроившись, убираю подальше и эту газету.

Вечер, 2 декабря. Включаю один из федеральных каналов… реклама. И это уже не о мгновенном избавлении от подагры. Это о том, что разрушает и наш организм, и наши моральные устои – об алкогольной продукции.

Согласитесь, глупо рекламировать алкоголь после десяти часов вечера, считая, что все детки уже спят, и им не угрожает никакая опасность. Даже человек, мало-мальски знакомый с современной молодежью, понимает, что в наше время подростки ведут как раз ночной образ жизни, и перенести рекламу алкогольной продукции было бы разумнее на утренние часы. Кажется, что в парламенте этого не понимают.

А ведь по существу, какая разница, когда рекламировать алкоголь? В наше время при помощи Интернета любой человек может узнать любую информацию, в том числе и коммерческого характера. Даже не имея соответствующего интереса, мы ежедневно сталкиваемся с рекламой, которая так и бросается в глаза практически на каждой Интернет-страничке.

По Закону РФ «О рекламе» только 20% от часа эфира (т. е. 12 минут) должны быть отведены именно под рекламу. Вот данные опроса, который провел фонд «Общественное мнение» в 2006 году (год принятия закона): «Примерно у двух третей российских телезрителей «рекламные паузы» вызывают реакцию отторжения. 51% опрошенных утверждают, что, когда по телевизору начинают показывать рекламные ролики, они переключаются на другой канал, 4%, по их словам, вовсе выключают телевизор, 7% – отключают звук. 25% участников опроса во время рекламы переключаются на другие дела. И только 11% отнесли себя к поклонникам рекламы, заявили, что смотрят и слушают телевизионные рекламные ролики». При этом 55% респондентов говорят о том, что телевидение не сможет существовать без рекламы.

Можно согласиться с теми, кто считает телевидение невозможным без ставшей уже его неотъемлемой частью рекламы. Но только потому, что деньги, получаемые от публикации объявлений и трансляции рекламных роликов, оплачиваемых заказчиками, стали главным источником доходов СМИ. И реклама порабощает не только телевидение, но и периодику, и радио.

Тем не менее, минусов в рекламе заметно больше, чем плюсов.

Во-первых, не все то, что рекламируется, является полезным и нужным. Тот же алкоголь, та же табачная продукция (хотя именно рекламы сигарет в последнее время нигде не видно), те же энергетические напитки. Помимо этих, откровенно вредных товаров, рекламируют и простые молоко, кетчуп, консервированные овощи, шоколад. Все гонятся за рекламой и тут же бегут покупать то, что чаще всего видят по телевизору. И ведь мало кто обращает внимание на состав тех продуктов, которые он покупает. Неизвестно даже, что «полезнее»: пиво или йогурт, в состав которого входят минимум шесть разных Е.

Раньше я регулярно читала спортивные журналы и газеты. Каждые семь дней приобретала еженедельник «Футбол» – самое известное футбольное издание в России. Все прекрасно знают, что так называемый соккер – наиболее популярный вид спорта и в нашей стране, и на всей планете. Все прекрасно знают, что мальчишки в возрасте 7-18 лет весьма серьезно увлекаются футболом. Все прекрасно знают, что эти самые мальчики стараются узнать о своих футбольных кумирах как можно больше посредством газет и журналов. А теперь вопрос на засыпку: так почему же в еженедельнике «Футбол» практически на каждой третьей полосе была расположена реклама препаратов для «мужской силы»??? Так наши уважаемые издатели и редакторы готовят будущих мужчин к безрадостному будущему???

Во-вторых, современная реклама откровенно назойлива. Вам доводилось пять раз подряд видеть рекламу одного и того же майонеза? А вот мне доводилось.

В-третьих, все, абсолютно все рекламные ролики относятся максимум к двум-трем группам. Это, в первую очередь, лекарственные препараты, а также средства для ухода за телом и еда. Как-то я провела небольшой эксперимент. Я считала рекламные ролики за один перерыв. Всего их было одиннадцать. Из них восемь – лекарства и три – средства гигиены. Как вам такая статистика?

Наконец, реклама – первый и самый главный манипулятор в мире. Как говорится, двигатель торговли. Сообщение о том, что «Сбербанк» понизил ставки на кредиты, а «Райффайзен Банк» отныне и навсегда выдает кредиты без поручителей – это прямой призыв к выписыванию займов. И жил бы Иван Иванович Иванов вполне себе счастливо без трехсот тысяч на новую машину. Ан, нет же, мысль о том, что машина появится раньше, чем он планировал, греет душу. И плевать на то, что отдавать кредит он будет дольше (да и денег потратит больше), чем, если ли бы он по плану откладывал половину своей зарплаты.

СМИ без рекламы – это нереальное будущее. Чтобы добиться этого, нужно увеличить финансирование средств массовой информации. Но даже если это и случится, то будет нарушена экономика страны – ведь без рекламы невозможна будет и торговля, т. к. именно из рекламных роликов и объявлений люди узнают о том или ином продукте.

Именно поэтому, как мне кажется, в общем и целом размышления по поводу рекламы в СМИ бессмысленны. Если средства массовой информации без рекламы прожить и смогут, то сама реклама без СМИ – никогда.

Татьяна Гайдук


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=28900

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.