- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Отечественное немое кино в сравнении с зарубежным

Posted By Архив On 1 Февраль 2012 @ 11:10 In Колонка журналиста,Петров Пётр | No Comments

Если сравнивать западное и отечественное немое кино, то явным различием будет тематика фильмов. Соединённые Штаты пестрели кинокартинами либо о жизни обычных обывателей, либо о так называемых «нелёгких» днях представителей аристократии. Отечественный же кинематограф, в основном, в лице Сергея Эйзенштейна, предпочитал выдавать кино на историческую тему. Но двигающаяся картинка была неотъемлемой частью немного кино в целом.

До появления звукового кино преобладающим фактором было движущееся изображение. С точки зрения поколения двадцатых и тридцатых годов прошлого века картинка была главной и самой интересной частью фильма. Мнение же современного поколения иное. Члены не так давно созданных фокус-групп задумались над вопросом: каким было бы кино начала прошлого века, если бы в нём сочетались звук и изображение, при этом скорость воспроизведения кадров не менялась? Ответ прост: звук не смог бы идти вровень с изображением. Этим немое кино и отличалось от в последствии созданного звукового. Реплики героев выводились на экран.

Не менее важный вопрос, вставший на пути исследователей классического немного кино: что влияло на сюжеты кинокартин? Для полноценного ответа на этот вопрос надо вспомнить время создания немого кино. То, что волновало людей в те далёкие времена, в конечном итоге, выливалось на экран. С добавлением юмористических сцен. Чарли Чаплин, Бастер Китон, Роско Арбакль – знаменитые комики, создавшие незабываемые образы неуклюжих бродяг, которые каждый раз попадают в смешные и нелепые ситуации.

Рассмотрим Соединённые Штаты Америки. Начало XX века ознаменовалось нищетой. И немое кино было единственной вещью, которая помогала людям отвлечься от повседневных проблем с выживанием. Помогало ещё и искусство. Оно также было способом выживания и зарабатывания денег. Поэтому немое кино Америки тех лет и отражало ту действительность, которая окружала всю страну. Примерами могут послужить различные кинокартины, ставшие классикой мирового кинематографа. Например, первый полнометражный фильм Чарли Чаплина как режиссёра «Малыш». Это трогательная история о тёплых, но в то же время непростых отношениях уличного бродяги-нищего Чарли и маленького мальчика, брошенного матерью вскоре после рождения. Такие случаи в то время прокатывались по Америке печальной волной.

Другой, не менее важный фактор, свидетельствующий о выборе простых, незамысловатых сюжетов – технические возможности создания немого кино. Самые обычные кинокамеры, свет, и порой ничего больше. Прогресс в то время ещё не дошёл до Америки, и поэтому режиссёры немого кино были вынуждены пользоваться той техникой, которая была под рукой. С точки зрения современного поколения это также влияло на немое кино в целом, что отражено во многих фильмах. Особенно чётко это прослеживается в скорости съёмок. Если скорость воспроизведения изображения слишком высока, то картинка, как правило, воспроизводится чересчур быстро, и зритель не успевает уловить суть фильма. Если же скорость воспроизведения изображения нормализована, то на картинке обнаруживается дефект – изображение начинает сильно мигать при смене кадров.

Третья причина, повлиявшая на сюжетные линии немых кинофильмов – ограниченный бюджет. Так как начало XX века в Америке проходило в бедности, режиссёры и кинокомпании того времени не могли позволить себе съёмки крупнобюджетных картин. Но это и стало основной причиной успеха таких фильмов. Зрители полюбили их за простые истории, лежащие в основе кинолент.

Отечественное немое кино также имело много плюсов и минусов. Основной плюс, но как считают кинокритики, и минус тоже – это присутствие идеологии в фильмах. Идеологии государства. Если внимательно изучить историю отечественного немного кино, то можно выявить некую закономерность: тематика фильмов в основном, патриотическая, направленная на поддержание боевого духа народа. Это было трудное время не только для кино, но и для страны в общем. Но, в отличие от американского немного кино, в отечественном этот факт либо не отражался, либо преподносился как стимул к лучшей жизни. И создавали это светлое будущее на экране простые рабочие люди, к обычной жизни которых прибавлялись нотки юмора и необыкновенные приключения («Закройщик из Торжка»).
Патриотизм сам по себе играл не меньшую роль в отечественном немом кино. Одни из самых ярких примеров – фильмы «Броненосец «Потёмкин» и «Дом на Трубной». В своём эпохальном фильме режиссёр Сергей Эйзенштейн выразил не только идею патриотизма как таковую, но и основные социальные тенденции XX века. Подлинные исторические события, послужившие основой для сюжета, принесли картине неслыханный успех. Но именно сама глубокомысленная работа режиссёра оставила на картине большой отпечаток.

В этом фильме были реализованы основные задачи, которые поставил перед собой Эйзенштейн: донести до зрителей всю серьёзность описываемых событий, отразить жизнь того времени, в котором разворачивается сюжет, сложить из отдельных фрагментов ленты полную картину социума начала XX века.

Рассматривая фильм «Броненосец «Потёмкин» с точки зрения современности, можно отчётливо увидеть очевидную и непоколебимую связь с настоящим временем.

Многие исторические события повторяются, только в разное время и разных их проявлениях. Революция 1905 года, ставшая главным объектом демонстрации силы в кинокартине Эйзенштейна поразительно напоминает современные политические перевороты, восстания и гражданские войны.

Другой, не менее интересный фильм с исследовательской точки зрения – «Дом на Трубной». Сюжет прост и незамысловат, но с политическим оттенком. Обычный дом на Трубной с жителями нэпмановских времён. Один из жильцов – парикмахер Голиков – решает нанять домработницу, но при этом она не должна быть членом профсоюза. Его выбор падает на приехавшую из деревни в Москву простую девушку Парашу.

Обстановка, в которой царил режим Новой Экономической Политики, взывающий к восстановлению народного хозяйства и последующему переходу к социализму, отчётливо видна в киноленте «Дом на Трубной» и во многих других фильмах двадцатых годов XX века. В связи с этим можно привести ещё один яркий пример: фильм Якова Протазанова «Закройщик из Торжка» с Игорем Ильинским и Верой Марецкой в главных ролях. Провинциальная жизнь показана как тихое и спокойное существование, но даже в нём есть отголоски власти. Профсоюзы, облигации, лозунги.

Переходя к оценке немого кино в целом, можно отметить, что оно было непосредственно связано с окружающей средой, той обстановкой, что царила в мире. А также с политическими режимами тех стран, в которых немое кино действительно было популярно. Это Россия и Соединённые Штаты Америки. Главное, что отличает немое кино этих двух держав друг от друга – это различная тематика сюжетов. В немом кино Америки акцент был сделан не на государство и власть как таковые, а на результаты деятельности президента. Нищета, трущобная жизнь были последствиями непроведённых реформ.

Но фильмы о жизни американской Богемы снимались с не менее высокой скоростью, чем картины о бедности. Это было сделано для того, чтобы показать, что в стране не всё так плохо, и что жизнь вовсе не наполнена борьбой за выживание.

В отечественном немом кино был абсолютно другой акцент. На прославление власти, правления, государства. Но это отчасти придало такому кино некое обаяние. Его приятно смотреть, даже несмотря на то, что на экране то и дело мелькнёт какой-либо лозунг.

Немое кино ознаменовало целую эпоху великолепного искусства. К сожалению для одних, и к счастью для других данная эпоха имела свои начало и конец. Но немое кино сохранилось до сих пор, и смотреть его не только приятно, но и полезно. Ведь таким образом можно узнать об истинном назначении тех или иных исторических событий, произошедших когда-то давно. И, конечно, же немое кино подарило зрителям далеко не одного поколения целую плеяду замечательных актёров. В Америке это были Чарли Чаплин, Бастер Китон, Роско Арбакль, Карл Миллер, Китти Брэдбери. В СССР – Игорь Ильинский, Вера Марецкая, Анатолий Кторов, Вера Холодная, Владимир Уральский.
Немое кино стало частью мирового кинематографа, переходным периодом от просто картинки до картинки со звуком. Кино, оставившее после себя великолепные фильмы, до сих пор считающиеся классикой киноискусства.

Петров Пётр

Попали в трудную ситуацию? Нужна квалифицированная помощь? Онлайн консультация юриста [1] хорошая попытка решить свои проблемы.


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=26325

URLs in this post:

[1] Онлайн консультация юриста: http://www.yurist-online.net

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.