- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Специалист vs магистр

Posted By Архив On 9 Декабрь 2011 @ 10:35 In Колонка журналиста,Любовь Савицкая | No Comments

Из года в год родители и абитуриенты сталкиваются с одной и той же проблемой - куда поступить драгоценному чаду: и чтоб по карману было, и чтоб не остался детинушка после университетских лет за бортом суровой российской экономики.

Но времена меняются, Европа все ближе и ближе, и Россия потихоньку переходит на болонскую систему обучения «бакалавриат-магистратура» («4+2»), что дополнительно смущает родителей, уже не уверенных ни в чем, в частности, какое же образование получат их дети?

Болонская система обучения (она же известна как Болонский процесс) стала функционировать чуть более 10 лет назад, в 1999 г., когда в большинстве европейских стран решили «подогнать под одну гребенку» систему высшего образования.

Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 г., но сделала это с осторожностью, на всякий случай, готовясь пятиться назад. Так, престижные российские университеты – МГУ и ГУ-ВШЭ – перешли на систему «4+2», но только на гуманитарных факультетах. Все-таки большинство государственных вузов придерживается традиционной пятилетней подготовки специалистов. Негосударственные же чуть ли не через одного предлагают абитуриентам учиться на бакалавров и магистров, - что называется, любой каприз за ваши деньги!

Получается, что в стране действует две системы высшего образования – традиционная, готовящая специалистов по пятилетней программе обучения, и болонская, за четыре года выпускающая бакалавров и еще за два – магистров. Причем, все эти «специалисты», по уверениям сторонников болонского образования, одинаково считаются людьми с высшим образованием, а соответственно, равносильно конкурентными на рынке труда.

Так это или нет, а также, какими специалистами и с каким образованием будет наводнена страна лет через десять, попробуем разобраться в этой статье.

Миф первый. Про ленивых.

Европейская система обучения предполагает гораздо большую свободу своим студентам, ограничивая ее обязательностью и ответственностью. Так, будущие бакалавры и магистры вольны выбирать себе курс обучения, частенько посещая лекции и семинары не по их основной дисциплине. Допускается возможность интересоваться психологией и физикой, музыкой и медициной, отражая свои интересы в расписании занятий. Но наряду с этим «болонские» студенты куда больше времени проводят за самостоятельным обучением – ходят в научные библиотеки, читают статьи из Интернета, проводят опыты в университетских лабораториях, выступают с докладами на конференциях, и самое главное – явно интересуются тем, что они изучают. Более того, самостоятельное обучение в европейских университетах засчитывается как реальное учебное время.

Абитуриенту же традиционной системы образования стоит только определиться, куда он хочет поступить, весь остальной круг его интересов решат в учебной части – определят расписание, дадут четко оговоренные темы курсовых работ. Студент просто не мотивирован на самостоятельное и продуктивное обучение – у него есть ясная программа: лекция, семинар, потом сессия, на которой надо так напрячься, чтоб потом весь оставшийся год отдыхать.

Получается, что бакалавр или магистр более привлекателен для работодателя, чем специалист, хотя бы тем, что он самостоятельный, инициативный, обладает широким кругозором и искренне интересуется сферой работы. 1:0 в пользу болонской системы.

Миф второй. Про alma- mater.

В Европе, откуда родом Болонская система, нельзя скучно читать лекции – слушатели не придут! Это скажется и на престиже вуза, и на репутации преподавателя. Поэтому, там в ходу наглядные пособия, экскурсии в учебных целях, слайды, диаграммы, презентации, выставки. У меня лично вел занятия преподаватель (я обучалась по традиционной системе), который был приверженцем Европы: он предлагал студентам готовиться к занятиям самостоятельно, а семинары посвящать действительно тому, чего нет в учебниках и Интернете. Его методика преподавания оставила благоприятное впечатление.

Традиционная система обучения во все времена славилась пресным и скучным, за редким исключением, преподаванием. Много времени тратится на «общие» предметы: в советские времена это был марксизм-ленинизм, сейчас – физкультура, философия, концепции современного естествознания (кто знает, тот поймет!). Два первых года, проведенные мной в университете, оставили впечатление «все, да ни о чем» - очень поверхностный иностранный язык, несмотря на то, что меня определили в «сильную» группу; очень слабая история, знакомая всем еще со школы.

Итак, бакалавр-магистр перевешивает специалиста со счетом 2:0, потому что он образованнее и интереснее, вследствие того, что обучался по более совершенным методикам преподавания.

Миф третий. О сказке про белого бычка.

К сожалению, многие работодатели считают бакалавра недоученным специалистом. И это расходится с трактовкой приверженцев Болонской системы о том, что и бакалавр, и магистр, и уж тем более специалист – люди с полноценным высшим образованием. Однако есть свои тонкости, так, например, бакалавр технического профиля никогда не сможет стать главным инженером – ему следует доучиться на магистра. Почему? Если это дипломированный специалист? Или почему бакалавр не может поступить в аспирантуру? Или преподавать в учебном заведении?

Ответ на эти вопросы есть в Европе, где воспринимают одинаково и бакалавров, и магистров: магистр имеет право продолжить заниматься наукой, это как прообраз нашей родной аспирантуры, бакалавр же просто специалист, работающий на предприятии. Но, повторюсь, это ситуация характерна для Европы – у нас же все перевернули с ног на голову.

Мы, помимо понятной двухуровневой Болонской системы, сохранили еще и аспирантуру, позволяющую вести научную деятельность. Тогда к чему нам лишняя стадия «магистр»? В России слова «магистратура» и «аспирантура» не синонимы. Но практически сходны по смыслу «специалист» и «магистр», т.е. получается стадия «бакалавр» - промежуточная и ни коим образом не конечная, как в Европе. А если не видно разницы, зачем учиться на 1 год больше? Тут явное преимущество за специалистами – скорее закончил учиться, быстрее построил карьеру. Итак, пока 2:1 в пользу «болонцев».

Миф четвертый. Про работу.

Добрались-таки до самого главного! Отучиться – отучились, а работать где? Я прочесала весь Интернет на предмет профессионального отрицания бакалавров и не нашла этому ни одного подтверждения! Все вакансии, которые я просматривала, ограничивались требованиями «соответствующего образования» или «высшего образования». Когда я ввела в строку поиска «работа бакалавру», я вышла на сайт, где в требованиях к кандидатам прописывалось «образование не ниже бакалавра».

То есть, совершенно не важно, по какой системе ты учился, сколько лет и кто у тебя был преподаватель – главное, чтобы ты соответствовал своими профессиональными навыками данной работы. Работодателю нужен не твой диплом, ему нужен просто грамотный и любящий свое дело работник. По одному баллу и той, и другой стороне, в результате 3:2 в пользу Болонской системы обучения.

Итак, по-моему, с незначительным перевесом победила «Болонская система образования». Та система, которая мотивирует будущего работника на эффективный труд по выбранной специальности, а не на диплом «для галочки».

Любовь Савицкая

Попробуйте найти Перу на карте мира [1], об этой стране ходят множество легенд о несметных сокровищах, спрятанных в её недрах.


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=26089

URLs in this post:

[1] Перу на карте мира: http://haveall.net/peru-na-karte-mira/

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.