- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Ретрофантастика – жанр, набирающий обороты

Posted By Архив On 1 Сентябрь 2011 @ 11:23 In Вячеслав Хатанзеев,Кино,Колонка журналиста | No Comments

На сегодняшний день современный кинематограф, казалось бы, затронул не только все возможные темы для обсуждения, но и все возможные жанры, реализовав задумки режиссёров и сценаристов в самых разнообразных формах. Однако не стоит полагать, что искусство кинематографии в каком-то смысле исчерпало себя. Практика как раз говорит об обратном. Конечно, сейчас многие компании заинтересованы в новых оригинальных идеях, но число франшиз и ремейков неуклонно растёт. В тоже время есть достаточно много очень любопытных направлений, не снискавших должного внимания со стороны продюсеров и студийных боссов. Об одном из таких направлений, а скорее о поджанре современной фантастики мне бы хотелось сегодня поговорить.

Ретрофантастика берёт своё начало со времён, когда она ещё и не была ретро. Первые шаги в этом направлении сделали Герберт Уэллс и Жюль Верн. Точнее, эти великие писатели лишь породили кое-какие идеи, в дальнейшем развитые другими авторами. Первые же произведения этой тематики были написаны сравнительно недавно. «Ночь морлоков» Кевина Джетера увидела свет в 1979 году, а «Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга появилась в 1990-м.

Основной идеей жанра является альтернативная история человечества. Но чтобы быть более последовательным, следует уточнить, что ретрофантастика имеет два основных направления, это дизельпанк (бензопанк) и стимпанк (паропанк).

Стимпанк – это альтернативная вселенная научной фантастики, где заметную роль играют различные механизмы на пару. А в дизельпанке главным двигателем прогресса выступает дизельный двигатель внутреннего сгорания. И если события паропанка можно отнести ко второй половине XIX, начала XX веков, то в дизельпанке главным временным промежутком считаются 20-е-50-е годы прошлого столетия.

В эпоху стимпанка человечество стоит на пороге раннего капитализма и технического прогресса, во многом спровоцировавшего его. Кругом старинные автомобили, дирижабли и танки, работающие на пару. Общество охвачено чувствами превосходства над природой и религией. Теперь больше нет высших сил некогда пугавших людей, теперь главной угрозой являются безумные учёные, мировые войны, инопланетные завоеватели.

Дизельпанк обусловлен несколько более поздним этапом в человеческой истории. Это время часто связывают с научно-техническим прогрессом времён I мировой войны. А точнее последующим за ней этапом. Временем, часто ассоциирующимся с послевоенной Германией, озлобленной на весь мир и вынашивающей коварные замыслы мести. Хотя и не всегда Германская империя предстаёт корнем зла, как и упоминалось ранее, агрессорами могут выступить учёные-одиночки, пришельцы с других планет, влиятельные корпорации. Главное, что характерными атрибутами этой эпохи являются небоскрёбы, поезда, гигантские подводные лодки и авианосцы. Часто, самых причудливых форм, но обязательно очень крупных, порою дьявольски крупных размеров.

Чтобы конкретнее представить эти, сравнительно молодые художественные направления в кинематографе, достаточно вспомнить такие фильмы как «Назад в будущее 3» (1990), «Дикий, дикий Запад» (1999), «Лига выдающихся джентльменов» (2003), - всё это представители паропанка. В этих картинах частично (за исключением «Лиги джентльменов», в которой скорее наоборот - довольно подробно) заметны признаки жанра.

Самым же ярким и практически единственным приверженцем дизельпанка считается «Небесный капитан и мир будущего» (2004) Керри Конрана. Этот фильм фактически досконально отображает всю стилистику жанра. Начиная от костюмов персонажей и заканчивая летающими авианосцами, демонстрируя гигантских роботов и лучи смерти. Также фильм не обходится и без других признаков дизельпанка – энергетических установок, напоминающих изобретения Николы Тесла.

Выйдя в прокат «Небесный капитан» не снискал должного внимания публики, но был весьма тепло принят кинокритиками. Но даже, несмотря на то, что картина провалилась в прокате, она гораздо удачнее показала себя, чем вышедший за 5 лет до этого «Дикий, дикий Запад» Барри Зонненфельда. Эту работу не только невзлюбили кинокритики, она не смогла даже отбить свой, по правде сказать, гигантский бюджет.

Первые шаги ретрофантастики в кинематографическом обличии нельзя назвать успешными, но с каждым последующим фильмом, явно чувствуется всё более уверенное дыхание этого стиля. Взять хотя бы «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Это явный успех как в финансовом, так и в творческом плане, чего только стоят две номинации на «Оскар» и присуждение Роберту Дауни «Золотого Глобуса» как лучшему актёру.

А  недалёкое будущее сулит нам новые картины, которые не должны остаться без внимания. В следующем году нас ожидают как минимум две любопытные ленты. Это «1884: Вчерашнее будущее» Тима Оллива, где Терри Гиллиам выступит как один из продюсеров. И «Железное небо» Тимо Вуоренсола – совместный проект Германии, Канады, Финляндии и Австралии. Не знаю как эти фильмы покажут себя, смогут ли он укрепить позиции жанра в умах рядового зрителя, но очень хотелось бы верить, что у них это получится. Ведь ретрофантастика на сегодняшний день является неким складом идей альтернативных вселенных. В её закромах хранится очень много интересного и любопытного, удачно сосуществуют стилистические атрибуты вместе с отвагой и доблестью главных героев. Хочется надеяться, что авторы добьются успеха, и мы впредь будем наблюдать расцвет нового направления в современном кино.

t3rm1n4t0r

Вячеслав Хатанзеев


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=25598

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.