- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Сила молитвы

Posted By Архив On 1 Август 2011 @ 11:07 In Колонка журналиста,Марьяна Мархинина | No Comments

Отец Георгий (Кошелев) уверен: жизнь по законам церкви дарует здоровье

Каждый месяц, вот уже более десяти лет подряд, отец Георгий, настоятель православного прихода храма в честь Святителя Николая Чудотворца (п. Белый Яр) приезжает в сургутскую колонию строгого режима № 11. Ту, где отбывают свой срок и бывшие наркоманы, и носители ВИЧ-инфекции...  Пастырское душепопечение о тех, кто живет с ВИЧ/СПИДом — долг каждого священника, считает отец Георгий.

О том, насколько остро перед Сургутом и Сургутским районом стоит вопрос о распространении эпидемии вируса иммунодефицита человека, говорят цифры. Число ВИЧ – инфицированных на первое апреля 2010 г., по данным Сургутского центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, составляет 3950 человек (838 из них - по району). Для сравнения — в 2002 году ВИЧ-инфицированных в Сургуте и районе было 1963 человека, в 2007 году — 3500. За последние пять лет доля полового пути передачи ВИЧ-инфекции постоянно возрастает: в прошлом году она составила 48,7 процента от всех возможных путей заражения. Больше всего ВИЧ–инфицированных мужчин – 2752 человека (почти 70 процентов!). А львиная доля больных ВИЧ/СПИДом (почти 80 процентов) — молодые люди в возрасте от 20 до 39 лет. Возможно, кто-то скажет: подумаешь, всего один процент жителей Сургута — ВИЧ-инфицированные! Разве это проблема? Да и потом, не сами ли они виноваты в том, что с ними произошло?

Отец Георгий (Кошелев) является руководителем отдела по взаимодействию с правоохранительными органами Ханты-Мансийского благочиния, советует не торопиться с выводами. Душепопечительской работой батюшка, а именно так было принято на Руси называть православных священников, занимается с 2000 года, постоянно посещая учреждение ИР-99/11 УФСИН России по ХМАО-Югре (а попросту — колонию строгого режима № 11).

- Заключенные, больные СПИДом, носители ВИЧ, в первую очередь, люди, которые очень нуждаются в поддержке, - говорит отец Георгий, - и задача Православной Церкви помочь им духовно укрепиться. Да, они осуждены за преступления, да, многие из них — бывшие наркоманы. А почему они ими стали? Многие ведь просто по глупости! А еще (и это - самое главное!) потому, что в свое время у них не было правильного путеводителя по законам нравственности и морали. То, что они теперь - наркоманы, вина не только их самих, но и нашего общества в целом! Потому что они - дети этого общества, они частица этого общества, они в нем росли и воспитывались, и в свое время им не дали духовных понятий, не привили православных духовных ценностей. А что собственно внушается современной молодежи? «Бери от жизни все!», «Наслаждайся!», «Оторвись по полной!». Вот они и отрывались... Оставлять теперь таких людей без поддержки — на свободе ли они, или в заключении — я считаю, большой ошибкой.

Чай, печенье, молитва...

Отец Георгий по мере своих сил и возможностей таких людей и не оставляет. Посещая колонию, он не только совершает церковную службу - исповедует, причащает, крестит, но и обязательно беседует со своими подопечными. Проходят такие беседы, как правило, в неформальной обстановке — батюшка привозит с собой чай, печенье и сладости.

- Нужно, чтобы люди с ВИЧ-инфекцией не чувствовали себя дискомфортно, - говорит отец Георгий. - Кроме того, когда я пью с ними вместе чай, я показываю и им, и другим прихожанам, что знаю, как передается инфекция, и не боюсь заразиться.

Духовное развитие невозможно без страдания, в том числе — телесного, - продолжает священник. - Человек должен выработать определенные духовные ценности и стараться, чтобы эти ценности были приоритетными в его жизни. Вот об этом мы и говорим за чашкой чая. И многие начинают переосмысливать свою жизнь и, слава Богу, меняются! Конечно, человек может измениться не сразу и не вдруг. Это длительный и особенный период, ведь такая работа незаметна, так как совершается в душе человека. У этих людей особый путь к Богу — через очень серьезные испытания. И насколько они оставят грех - зависит только от них.

- Наверняка многие больные ВИЧ-инфекцией надеются, что Бог поможет им выздороветь...

- Разумеется, они молятся о том, чтобы исцелиться. И мы молимся за них. Поэтому мы решили проводить молебен для вич-инфицированных каждое первое воскресенье месяца. Этот молебен и об исцелении, и о духовной помощи. Если человек молится регулярно, то он получает и духовную помощь, и телесную. И я знаю такие случаи, когда у ВИЧ-инфицированного уровень иммунитета низко падал, а после того, как он исповедовался, приходил в церковь, иммунитет опять повышался (в условиях колонии это легче проследить, потому что там, что называется, все на месте). Если человек регулярно приобщается к таинствам Церкви и не грешит, то он хорошо себя чувствует. Если отходит от церкви, начинает грешить - начинаются и ухудшения в здоровье. Жизнь по законам православия ведет к здоровью. И этот путь открыт для всех. Просто человек должен сам трудится духовно. Ежедневно. Без каждодневных молитв, особенно таким людям, обойтись никак нельзя.

Передать опыт

В 2004 году была разработана «Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом». В ней провозглашается необходимость пастырского душепопечения о страдающих таким заболеванием людях.
Благодаря принятию этой концепции, в которой раскрываются задачи по организации церковной работы, а также говорится о сотрудничестве церкви с государством и обществом, с 2005 года душепопечительская работа стала проводится более активно, - говорит отец Георгий. - Сейчас мне удалось договориться со священником прихода храма Преображения Господня отцом Сергием – и он будет окормлять 17 колонию. Очень важно, чтобы в каждой колонии был «свой» священник, который ездил бы регулярно, чтобы его знали. Тогда возможно установление некой духовной связи, которая, как правило, сохраняется и после того, когда заключенные выходят на свободу. И они уже знают, к кому прийти со своими проблемами. Пока священники могут решать только духовные и психологические проблемы. Материальные, к сожалению, с большим трудом.

- Помогают ли вам волонтеры, например, из числа мирян, бывших заключенных?

- Несколько раз я брал с собой клирос (хор), который исполнял для моих подопечных духовные песнопения. Но, в основном, мне конечно одному приходится общаться. Волонтеров, к сожалению, хватает ненадолго. Да и сами заключенные не слишком серьезно воспринимают мирских. Очевидно, что священник пользуется большим авторитетом. Что касается бывших заключенных, то к ним администрация колонии, по понятным причинам, относится подозрительно.

- Есть ли у ваших подопечных возможность укрепляться духовно в ваше отсутствие?

- Да, время от времени я приношу духовную литературу, DVD-диски. Администрация колонии пошла мне навстречу - у нас есть телевизор, DVD- проигрыватель. Книги я отставляю и в течение месяца прихожане могут читать; фильмы смотрим вместе, обсуждаем. Когда я приезжаю, я, фактически, нахожусь в колонии целый день — до вечерней проверки. За этот день мы многое успеваем. Люди приходят ко мне с различными вопросами, приходят на исповедь, на духовную беседу. Есть те, кто делает это постоянно, бывают и новички — им, естественно, приходится уделять больше времени.

- После освобождения поддерживают ли ваши подопечные связь с вами?
- Да, есть те, которые становятся постоянными прихожанами нашей церкви. Многих своих подопечных я венчал, крестил их детей. С двумя освободившимися ВИЧ-инфицированными я поддерживаю постоянную связь. Один, например, болен уже больше десяти лет. Но, слава Богу, он жив, у него есть семья, ребенок (кстати, абсолютно здоровый). Мы постоянно молимся и за него, и за других, подобных ему.

Вообще, постоянно общаясь с такими людьми, я вижу, что они меняются, встают на путь покаяния и исправления и стараются придерживаться этого пути. И это не может не радовать — значит, усилия мои не напрасны.

Знать, как жить

- Отец Георгий, как вы считаете, отношение общества к таким людям за последние десять лет изменилось?
- Если иметь в виду то, что к таким людям относятся с опаской, а не с сочувствием, что многие руководители по-прежнему предпочитают не брать на работу людей с диагнозом ВИЧ/СПИД, да еще и бывших заключенных, а сами больные тщательно скрывают свою болезнь, чтобы не становится изгоями, то работы в этом направлении еще очень много. Православная Церковь всячески настраивает людей на сочувственное отношение к ВИЧ-инфицированным, но изменить ситуацию одной лишь церкви, а тем более священнику одного прихода, не под силу.

И менять нужно не только отношение общества к ВИЧ-инфицированным, а отношение общества к жизни в целом. Общество погрязло в грехе. Ведь фундаментальные духовные ценности, нравственные устои и ориентиры утрачены. Семейные ценности разрушены - к семье не относятся серьезно: можно легко сойтись, легко разойтись, позволить себе «расслабиться» на дискотеке, вечеринках. Пропагандируется такой образ жизни, когда все можно, все доступно. А ведь нужно уметь не только брать, но и отдавать, ограничивая себя в чем-то. А такое умение — давать — не пропагандируется. Общими усилиями нужно создавать нормальное общество, пропагандировать нравственный образ жизни. С детства, со школы. Ведь современный школьник знает сложнейшие теоремы, но он не знает, как жить. Вот в чем парадокс. А внушить ребенку светлые идеалы гораздо проще, чем потом перевоспитывать заключенных.

- Я знаю, что семь лет назад у вас была возможность перестать посещать колонию, «передать эстафету» какому-нибудь другому священнику. Почему вы этого не сделали?
- Я уже не мог бросить тех людей, которые нуждались в духовном окормлении. Я как христианин не мог оставить их без духовной поддержки. Общаясь с ними постоянно, я видел их покаяние, видел, что многие действительно исправляются, и не терял надежду, что работа моя — не напрасна. А вообще я считаю, что такую работу должен вести каждый священник. Мы должны посещать и больных, и в темнице. Это наш христианский долг. Просто всем нам нужно исполнять заповеди Бога. И все.

Марьяна Мархинина

Справка «МК». На многочисленных интернет-форумах, посвященных общению ВИЧ-инфицированных, можно прочитать такие строки:

- «Когда я узнала, что больна, хотела сразу покончить с собой. Узнала в роддоме. Единственное, что меня остановило — не хотела оставлять сына сиротой...»;

- «Узнал, что болен... Не знаю, куда бежать, что делать, кому сказать... Не говорю никому. Если родственники узнают, наверное, не смогут вынести такого позора...»;

- «Мой брат узнал, что я болен. Теперь терроризирует меня, грозится, что сообщит обо всем отцу. За молчание я плачу ему деньги. Я все время на нервах, хотел даже уйти из дома, жить на работе...».
- «Мы с моей мамой постоянно думаем о том, за что мне, почему я! А я ещё и плачу частенько, думая о том, как я оставлю своего сыночка!»

«Я узнала что у меня ВИЧ+. Пришла домой и долго рыдала, были мысли покончить с собою, но как-то страшно, всё-таки пришла к решению, что надо как-то  жить, а вот как жить теперь - совсем не представляю. Отправили врачи в больницу, но так стыдно туда ехать. Моя жизнь закончена: ни детей не будет, ни работы - кто возьмёт «спидозную» на работу? Для чего жить- то стоит? На душе опустошение...»

Справка «МК». В храме Святителя Николая Чудотворца (п. Белый Яр) каждое первое воскресенье месяца в 16.00 для ВИЧ-инфицированных проводится молебен. Ближайший молебен состоится 6 июня.

Справка «МК». В Сургутский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями можно обращаться ежедневно, кроме субботы и воскресенья, по адресу: ул. Геологическая, 18. Телефон: 25-14-42, адрес электронной почты: antiaids@surguttel.ru

Марьяна Мархинина

(Опубликовано в „МК“-Югра» 19 мая 2010)


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=25400

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.