- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Галопом-автостопом

Posted By Архив On 25 Март 2011 @ 19:49 In Алексей Александров,Колонка журналиста,Туризм | No Comments

9:45 утра. 17 октября. Температура воздуха – около 11 градусов. Впервые для нас, выходим на трассу. И дождь нам в подмогу…
Идея поехать автостопом пришла, что называется, «на спор». Друзья-скауты из Киева приехали к нам в Нижний автостопом в августе. Какое безумство! Но… чем мы хуже? И вот сейчас мы, два скаутских инструктора, впервые выходим пешком подальше от городских домов и автобусных остановок, за спину большого белого знака с перечеркнутыми красным буквами: «Нижний Новгород». И поднимаем руку в жесте, который скоро станет для нас привычным. Вперед… в Киев!
Не желая допустить каких-нибудь роковых «автостопных» ошибок и парой дней ранее прочитав массу учебников и советов по автостопу в интернете (благо в сети они в избытке), пытаемся претворить теорию в практику. И делаем ошибку за ошибкой.
Авторы учебников утверждают, что основной поток транспорта, едущего на далёкие расстояния, выходит из городов примерно с 6:30 до 9 утра. Мы же «начинаем стопить» почти в половину одиннадцатого. В 11:10 впервые рядом с нами останавливается машина. Ура! Небольшой зеленый жигуленок – тяжело же будет нам запихаться в него: нас двое, плюс два больших рюкзака. Однако запихиваться не пришлось. Я допустил вторую ошибку начинающего автостопщика. «Здравствуйте, куда путь держите?» «В Павлово». «Хм… Нам максимально до Москвы, вам же… в другую сторону?» «Наверное». «Спасибо, до свидания».
Не до конца разобравшись в географии поворотов трассы М7, я не учел главного принципа автостопа – продвигаться вперед по трассе при первой же возможности (конечно, если это не противоречит здравому смыслу), ехать столько, сколько может подвести тебя остановивший машину водитель – 50 км, 20 или 10, 3 или 500 метров.
Автостоп – случаен, но подчиняется законам логики. На каждом следующем километре трассы отреагировать на твой сигнал поднятой руки может водитель, который там, где ты стоишь сейчас, может просто не ехать. На каждой дороге – масса правых и левых поворотов, и с каждого из них на трассу выезжают всё новые и новые машины. И наоборот. Стоять и ждать водителя, который бы ехал точно до нужного тебе места, – просто глупо. Водитель, которого ты можешь «застопить» здесь и сейчас, – довезет тебя до одного из поворотов, где ты сможешь «застопить» еще одного, который также довезет тебя до одного из поворотов. И так далее… Терять тут нечего – дальше по трассе машины, которые движутся в нужную тебе сторону, не исчезнут – найдутся и те, которые проезжали и рядом с местом твоего старта, и те, которые появились на трассе позднее, с одного из поворотов.
Снова – оттопыриваем большой палец правой руки, снова – стоим. Еще тридцать минут. По признаниям опытных автостопщиков, «выход» из Нижнего Новгорода на Москву – почему-то неудачный. Здесь можно зависнуть и на час, и на два с половиной часа. Логикой автостопа объяснить это нельзя. Заколдованное место.
Есть. Через тридцать минут мы грузим багаж в белую «Ладу». Доехать сможем до поворота на Дзержинск. Пойдет. Едем. «А вы, ребят, автостопщики?» «Ну да, в некотором роде». «И куда сейчас?» «Ну, вот прямо сейчас – до Москвы. А вообще – в Киев». На лице паренька-водителя появляется недоумение, брови удивленно поднимаются: «Ничего себе! И что, реально это?» Мы изображаем из себя опытных автостопщиков – слабины тут давать нельзя: «Ну, а почему нет?! Вполне». «Ну, вы даете!» – мы впервые слышим фразу, которую будем слышать почти от каждого водителя.
У поворота на Дзержинск снова оттопыриваем большой палец и пересаживаемся на серую «Kia». Водитель не удивлен: кто-то из его знакомых – автостопщик. Едет в аэропорт, в Москву… Супер!
Примерно через 5 часов – уже оказываемся в Балашихинской пробке. Расстояние до Москвы быстрая корейская «Kia» преодолела, словно играя со скоростью. Высаживаемся на МКАДе. «Спасибо Вам! Что бы мы без вас делали?!» «Не за что, ребят. Удачи!»
Москва. Ночной кошмар любого автостопщика. Наверное, если бы существовал экзамен для тех, кто занимается автостопом, то задание пройти Москву от края до края было бы самым сложным, и за его выполнение ставили бы высший балл.
Москва – будто бесконечна. От въезда в город – далеко до остановок общественного транспорта. Нужно либо в пригороде пересаживаться на автобусы и маршрутки, либо… ловить машину на МКАДе. Так и поступаем. Уходим подальше от камер ГИБДД, перелезаем через черно-белый дорожный ограничитель – зимой в столице такие автоматически разбрасывают на дороги песко-соляную смесь. Машины – одна за одной со скоростью под 100 км/час. На МКАДе – другие правила, и ограничение скорости здесь – 110 км/час. Обочины на МКАДе нет, и стоять приходится в узкой полосе между машинами и ограничителем. Опасно. Двигающиеся на тебя с большой скоростью тяжелые автомобили иногда щекочут нервы.
Поток машин хороший, и через несколько минут рядом с нами останавливается белый «Пежо». Договариваемся, едем. Водитель, аспирант МГУ, едет как раз мимо Киевского шоссе. Нам будто бы повезло. Но через несколько километров пути – машина встает в пробке. Впереди – авария.
«Да… известная проблема на МКАДе – вырванная с корнем левая дверь…» (Водитель рисковал, подбирая нас.) Однако после места аварии пробка не рассасывается. Современный GPS-навигатор подсказывает водителю – МКАД «стоит» везде. Быстрее – ехать через город. Просим довезти до ближайшего метро.
Итак, Москву пересекаем на метро. С «Марьиной Рощи» на «Юго-Западную». От метро по проспекту Вернадского идём в сторону Киевского шоссе. Минуя путепровод за путепроводом – сверху и снизу – выходим за МКАД. Получается без малого 5 километров. После последней развязки устраиваем себе привал и едим уже при свете налобных фонариков. В 7 часов вечера в октябре темно. На преодоление Москвы мы потратили почти 3 часа – в пробках, толкотне и переходах.
Выходим на трассу в 19:30. Робости начала дня уже не осталось – стало привычно. Машин – уйма. Не успеваем поднять руку, как рядом останавливается машина. «Добрый вечер! Куда путь держите?» «Я до Нарика» – Наро-Фоминск, 50 км от столицы. «Нам максимально по М3. Будем рады, если захватите». Закрываю дверь, иду за рюкзаками. Слышу окрик из машины: «А… сколько?» Недоуменно оборачиваюсь. «Ну… бесплатно! Автостоп же!» «Дружище, давай хоть сотню – на бензин?» Три секунды на размышления и обсуждение, и «Не, не спортивно. Спасибо».
Следующую машину ждать долго не приходится. Водитель – мужчина кавказской наружности. Оказалось, по-русски не говорит. Уже в пути долго выясняем, куда едет. Поворачивает на Внуково. Высаживаемся. «Таксючит, наверное».
Дальше – меняем машины одну за одной. Ехать по Подмосковью ночью – просто, фонарей много, и нас хорошо видно водителям. Поток машин не иссякает – кто-то работает ночью, кто-то едет с работы из Москвы.
Автостоп – это негласное взаимное соглашение. Водитель оказывает тебе услугу тем, что подвозит тебя, а ты… просто разговариваешь с ним. Каждый, кто нас подвозит, – едет один. Скучно, и спать хочется. С пассажиром же – интересно, и не уснешь же при разговоре! Да и душу излить случайному человеку проще, чем знакомому.
Как только выезжаем из Московской области, на трассе кончаются фонари. Теперь они – только на развязках и в населенных пунктах. Каждого водителя теперь просим высаживать под фонарями. Пусть проедем меньше, но шансов поймать следующую машину у нас будет больше. Кто-то отвозит нас до развязки, и потом возвращается – на несколько километров назад, туда, куда едет сам.
Наш четвертый «подмосковный» водитель подвозит нас от Обнинска почти до Калуги. Пока беседуем, предлагает переночевать на его даче – у него два дома рядом. В одном живет он с семьей, другой на ночь предлагает нам. Бесплатно. Утром обещает отвезти обратно на трассу. Раздумываем долго. С одной стороны – очень хочется переночевать в тепле, с крышей над головой. С другой – сегодня мы ещё можем ехать дальше, да и кто знает, что у него на уме. «Знаете, ребят, если бы я знал, что вам будет так тяжело выбирать, я бы не предлагал». В итоге – отказываемся. На всякий случай берем номер мобильного. «Если не уедете до 23 часов, звоните – приеду, заберу».
Уезжаем минут через 15. Водитель – веселый молодой парень. В речи – мат почти через каждое слово, но с ним – весело. «Знаете, ребят, тут вот слева завод этой фирмы «…». Быстросупы делают, макароны эти, бэпэшки… Я там работаю. Знали бы вы, из какой дряни они всё это делают! Куриные лапы, когти... И кофе еще делают». «Кофе тоже плохой?» «Нет! Кофе настоящий! Зёрна из Бразилии привозят!». Через какое-то время мы высаживаемся, машина уезжает в сторону завода.
Последний водитель, который везет нас сегодня, подвозит еще на сотню километров вперед. Он засыпает, и мы уже тоже. Кое-как доезжаем до Жиздры на границе с Брянской областью. Водитель поворачивает в город – дальше домой. Мы же – останавливаемся, и прямо под стелой с названием городка бросаем палатку. На часах – два часа ночи, на карманном термометре – 7 градусов ниже нуля. Примус не помешал бы... Просыпаемся в половину седьмого. Холодно. Пакуем заиндевелую палатку, и снова – в путь.
Машин мало. Чертовски мало. Мерзнем всё больше. Впервые для нас – ощущаем автостопное уныние. Стоим мы черт знает где, до пункта назначения еще далеко, до дома – еще дальше. Впереди по трассе маячит придорожное кафе. Не выдерживаем и идем в его направлении. Там тепло. Одна рука – по-прежнему поднята, только сейчас мы – спиной к водителям и постоянно оглядываемся.
До кафе дойти нам не суждено – нас подбирают. Микроавтобус. Водитель выехал из Москвы ночью и едет дальше Брянска. Безмерно благодарные, постепенно отогреваемся. Уныние раннего утра уже забыто. Солнце светит ярко, отражаясь в заснеженных полях. Красиво.
Нужно заметить, что с этим водителем нам повезло чрезвычайно. Ехать мы планировали через Беларусь: трасса М3 «Украина» сразу после границы становится ужасной, а местами – и вовсе закрыта на ремонт. Автостоп там – дело гиблое. Решили ехать в обход и въезжать в Украину со стороны Гомеля. Развязка же с М3 на трассу Брянск-Гомель – очень замысловатая. Водитель, подвозивший нас, ехал как раз в сторону Гомеля, и сворачивал за сотню километров до границы с Беларусью. Вероятно, без него и его короткой обзорной экскурсии по Брянску мы долго плутали бы среди местных дорожных развязок.
Спустя 4 часа мы снова с оттопыренным вверх большим пальцем стоим на трассе. Через 40 минут рядом с нами впервые тормозит… фура! Дальнобойщики редко подвозят автостопщиков в паре. Во-первых, транспортные компании сейчас делают всё, чтобы водитель как можно реже останавливался в пути – в каждой машине есть устройства, фиксирующие каждую остановку. И не каждый водитель может отговориться тем, что «ходил по нужде». Во-вторых, большинство водителей едут без напарников, и руководство может задать вопрос, почему на снимке с такой-то камеры на таком-то километре такой-то трассы на пассажирском сидении сидит ещё кто-то. Не мусор везешь ведь! Всякое на трассе бывает. Одного человека можно спрятать в «люльке» сзади, а второго?..
Договариваемся. Обрадованные, забираемся наверх, в кабину. Поехать с комфортом в фуре мы сможем только километров 50… «Да ребята, неудачное место вы выбрали для путешествий». Недоуменно: «А что такое?» «Так здесь же зона в пяти километрах…» «А вы откуда знаете, вы местный? Номера на фуре у вас, вроде, московские…» «Да… тут я свой первый срок мотал!» Пугаться, мы, конечно, и не думали. Но когда снова оказались с поднятой рукой на трассе, стало спокойнее.
Границу с Беларусью мы проезжали уже на машине с беларусскими номерами. Паспортного контроля на российско - беларусской границе нет, но водителям машин с номерами другой страны всё же приходится заполнить несколько деклараций на транспортное средство. Благодаря водителю-беларусу мы сэкономили массу времени и, проехав по объездной Гомель и сменив еще пару машин, в три часа дня оказались на границе Беларуси с Украиной.
Проходили, конечно, пешком. На большинстве КПП для автомобилей это разрешено. Получив талон «транспортного средства» и пройдя через транзитную зону, все эшелоны и паспортные контроли обоих границ, мы, в буквальном смысле, пришли в Украину.
Тут-то и началось самое интересное. Как уехать от границы хоть куда-нибудь? С беларусской стороны всего в двухстах метрах от погранперехода «Новая Гута» были дачный кооператив и одноименная деревня, ехавший туда водитель и добросил нас до первого пограничного кордона. В Украине же до ближайшей деревни – километров 30, и внутреннего транспорта здесь – никакого. Машины выезжают с терминалов, что называется, в час по чайной ложке.
Наша попытка договориться с дальнобойщиком из Узбекистана успехом не увенчалась – по-русски он понимал плохо, уверенно заявлял, что едет в Чернобыль (путал с Черниговом), и разобрать среди его узбекского русского мы смогли только что-то вроде «Один мальчик могу, два – нет». Ясно. Идем-таки на трассу.
Ни о каком потоке машин здесь, возле границы, говорить, конечно, не приходится. Примерно одна машина в 2-3 минуты. Стояли мы совсем недолго, но катастрофичность положения быстро сделала свое дело – мы повесили носы.
Если с терминала выезжала машина с российскими номерами, мы буквально заклинали Бога, чтобы водитель разглядел в нас земляков. В какой-то момент после очередной проехавшей мимо российской машины мой отчаянный вопль: «Ну как же так, соотечественники?!», видимо, возымел эффект, и белый «Рено» из Подмосковья затормозил далеко за нами.
«Вам куда, ребят?» «Максимально до Киева». «Садитесь». Семейная пара. Путешествуют и сейчас едут из Минска. Багажник забит. Мы – на заднем сидении, рюкзаки – сверху. «Мы сами едем в Чернигов, хотим там остановиться на ночь». «Ясно. Тогда высадите нас на объездной Чернигова, мы оттуда уйдем на Киев».
С заднего сидения разобрать, что обсуждают супруги, было тяжело, и мы засыпали – сказались недосып и холод. Проснуться через какое-то время нас заставило лишь: «Ребят, мы передумали. Едем в Киев. Там недалеко от въезда в город есть неплохой хостел, там остановимся»…
Автостоп – штука интересная и полезная. Приехать в Киев из Нижнего Новгорода всего за 26 рублей на человека (на метро в Москве) для автостопщика – дело обычное. Да что уж там, и гораздо дальше ездят. И зимой, и летом. Но что такое деньги? Люди – главное в автостопе. Здесь, на трассе и в машинах, можно верить в людей. В людей добрых.
Таких, на которых пока и держится этот мир.

Алексей Александров

Авария на дороге или поломка автомобиля всегда не приятное событие. Но в разы хуже, когда это случается в дали от дома, и поломка (повреждение) не позволяет «докавылять» до места ремонта своим ходом. Можно долго ломать голову в поисках решения проблемы, но в итоге выход один - эвакуатор [1]. Знать номер телефона круглосуточной эвакуационной помощи необходимо всегда, ибо  ни кто не застрахован от несчастно случая и банального невезения на дорогах. Проблемы не неизбежны, но если к ним подготовиться заранее, то и справиться с ними будет легче.А вы знаете номер эвакуационной помощи в вашем городе?


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=24034

URLs in this post:

[1] эвакуатор: http://www.evakuatorspb.com/

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.