- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Картина маслом!..

Posted By Andrew On 28 Март 2009 @ 1:52 In Александр Лысенко,Кино,Колонка журналиста,Эссе | 1 Comment

Я давно заметил, что в наше время сбываются самые, казалось бы, невероятные, самые фантастические, самые нелепые высказывания великих. То, что было когда-то сказано вскользь, шутя, сегодня приобретает самый, что ни на есть, серьезный вид.

Помните, как рассказывал Михаил Задорнов? Где-то он спрашивал дорогу, и местный житель объяснял: «Пойдете направо…», при этом, указывал в левую сторону, и на недоуменный вопрос, ответил: «Не знаю, как у вас там, а у нас направо – это куда показывают!»

Анекдот?

Но вот как-то в карельском поселке Пряжа ехал я вдоль озера и спрашивал у аборигена дорогу, и он объяснял: «Доедете до пирса, повернете направо…».

«Налево?» - переспросил я, так как справа было озеро. «Направо!» - настойчиво повторил абориген… Михаил Задорнов отдыхает!

Вот и шутка Фаины Раневской пришлась кстати: «В четвертый раз смотрю этот фильм, сегодня артисты играли лучше!». Когда-то это было смешно, когда было Советское кино, и актеры играли одинаково хорошо: в первый раз смотрели вы фильм, в пятый ли!..

Сегодня эта шутка звучит совсем не смешно. Действительно, чем чаще смотришь нынешние фильмы, тем больше открываешь для себя, тем ярче (или бледнее!) актерская игра, тем занимательнее и - что не маловажно! – понятнее сюжет. Особенно справедливо это утверждение в отношении сериалов.

Правда, следует уточнить: какие именно сериалы имеются в виду. Есть два вида: длинные, серий сто-сто пятьдесят, этакие саги о жизни олигархов, проституток, содержанок, которые досмотреть хотя бы до конца первой трети в состоянии не каждый. Или «ментовские» эпопеи, коими сегодня заполнены все телевизионные каналы.

А есть сериалы небольшие: десяток-полтора серий: «Ментовские войны» Павла Малькова, «Девять жизней Нестора Махно» Н. Коптана, «Гибель империи» Владимира Хотиненко, его же сериал «По ту сторону волков»… опять же – «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева...

Недавно на голубые экраны буквально ворвался и наделал немало шума сериал Сергея Урсуляка «Ликвидация», снятого по сценарию Алексея Пояркова на студии «Дед Мороз». Сразу же насторожило несерьезное название студии, что-то в нем звучит игривое, насмешливое, мелкое. Можно ли от такой ожидать серьезной картины?

Посмотрим…

Собственно, сериал про ментов, но ментов тех, советских, послевоенных. Никто не бегает с «волынами» на вытянутых руках, оперативные работники не ходят в подтяжках, увешанные пистолетами, не пьют водку, не заседают в кафе и ресторанчиках. А как выиграл фильм оттого, что в нем никто не «занимается любовью», никто не кряхтит на постели, не издает сладострастного чмоканья и стона!..

Фабула фильма не сложная, все та же, воспетая веками борьба добра со злом, но она затрагивает историю. Вроде бы, такой исторический факт имел место быть: опального маршала Жукова назначили командующим Одесским военным округом, и он с присущей ему солдатской прямотой решил одним ударом покончить с уголовной преступностью в городе. Правда, никаких документов об этой операции Жукова нет, так что достоверность происходящего на экране вызывает сомнения, но многие старожилы в Одессе до сих пор о ней вспоминают… Впрочем, Одесса, это такой город, что если вы вдруг скажете, что именно в Одессе распяли Христа, тут же найдутся свидетели, которые подтвердят и эти слова. Мол, сами видели!..

Кинематографисты решили этот исторический факт обыграть в несколько измененном виде, в соответствии с новыми веяниями, с «новым мышлением», в свете борьбы с «ксенофобией». И вот мы уже видим геройского и умного еврея Гоцмана (Владимир Машков), заместителя начальника УГРО Одессы, который, изящно лавируя и используя политику кнута и пряника, держит, хоть и с трудом, в узде уголовный мир приморского города. И все бы хорошо, и все бы ладно, но тут приезжает тупой русский солдафон Жуков (Владимир Меньшов), который, не зная местных условий, решает покончить с преступностью лихим кавалерийским наскоком. «Мне нужен порядок в городе, и он будет!» — сказал, как отрубил, маршал. Не посоветовавшись с Гоцманом, он собирает известных одесских воров на концерт Леонида Утесова, окружает театр и всех до одного воров арестовывает.

Как возмутился Гоцман! Это непорядочно: там, на концерте, «люди плакали», слушая Утесова!.. (Люди — это карманники, грабители, налетчики, убийцы!) И сам Утесов (Богдан Бинюк), потрясенный произошедшим, на ступенях вокзала повернулся, поклонился и произнес: «Прости, Одесса, я — не знал!». Он не знал, он не думал, что эти русские так коварны!.. Прости их, Одесса, прости их, всевышний, ибо не ведают, что творят! (Не зря, ох, не зря, назвал их фашистами еврей Швыдкой!)

Сразу же начались уличные беспорядки. Сотни, тысячи одесситов с кольями и арматурой высыпали на улицы, и пошли громить город. А в это время в Одессе действовала преступная группа, основу которой составляли бывшие агенты Абвера, которая зачем-то крала солдатское обмундирование с военных складов, и в поисках которой сбился с ног умный Гоцман. Эти бандюки воспользовались беспорядками и с усиленным рвением принялись грабить склады, в том числе и оружейные.

Интересно то, что вооруженная охрана ничего не смогла с ними поделать. Автоматы оказались бессильны против кольев и артматуры, солдаты, прошедшие войну и сломавшие хребет самой сильной армии мира, не смогли противостоять одесским уркаганам! Наверное, не было у создателей фильма толкового консультанта, который смог бы подсказать, какой была на самом деле наша армия, скорее всего, они воспользовались высказываниями Новодворской, которая уверена, что войну выиграла Америка, а наши – это так… погулять вышли. И то, что немцам не удался блицкриг, не их вина, это наши так драпали, что немцы не могли их догнать, и, в конце концов, выбились из сил на бескрайних наших просторах!

Подсказал бы консультант, что маршал Жуков вряд ли потерпел бы у себя на совещании небритого подполковника. Это в Америке, там – возможно, хотя тоже вряд ли. Армии всего мира держатся на дисциплине, к которой относится и опрятный внешний вид. Армия без дисциплины – «трость, ветром колеблемая!».

Удивление у зрителя вызывала кража солдатского обмундирования (зачем оно, куда его девать?). И уж вовсе удивительно: зачем им оружие в таких массовых количествах? Неужто собирались организовать собственную армию и свергнуть советскую власть в Одессе?

Как в воду смотрел зритель! Действительно, бандиты решили захватить Одессу, воспользовавшись тем, что Жуков уехал на маневры! Ну и ну! Вот так фантазия у наших сценаристов! Скудная фантазия, убогая, — хотел я сказать. Захватить Одессу! Это — после войны! И если уж решились захватить, то зачем, с какой целью? Провозгласить ее вольным городом? Присоединить к Турции?

Оказывается, решение захватить Одессу было продиктовано амбициями бывшего агента Абвера Академика, который скрывался под личиной майора Кречетова (Михаил Пореченков). Захватить город хоть на мгновенье, чтобы уколоть маршала Победы, чтобы все видели: мы — сильны! Ну, не глупость ли? И кто пойдет на это, кто поддержит Академика? Тем более, после войны, когда эта власть была крепка, как никогда! Те «борцы» с Советской властью, что скрывались в лесах, занимались в основном грабежами, им плевать и на Жукова, и на Советскую власть, и на идеалы свободы и независимости.

Тут же, конечно, на первый план выступил Гоцман и предложил отпустить воров, дескать, он с ними сумеет столковаться, и беспорядки прекратятся сами собой. Уркаганов отпустили, но перед освобождением построили у стенки, велели раздеться и дали очередь из пулемета поверх голов, имитируя расстрел. И что интересно: ни один вор не дрогнул, не попросил пощады!.. Верится с трудом.

Недалекий солдафон Жуков придумал другую «фишку». Собрал фронтовых разведчиков, переодели их в шикарные штатские костюмы, выдал по пистолету и разрешил стрелять, не раздумывая. Так сказать, охота на живца, названная операцией «Маскарад». Только «русские фашисты» и могли придумать такой иезуитский номер! За одну ночь в Одессе убили несколько сотен блатных, но переломить ситуацию так и не смогли. И это — те самые контрразведчики, которые, играючи, одолели немецкий Абвер! Можно в это поверить, находясь в здравом уме?

И снова мудрый и справедливый Гоцман бился в глухие стены, снова доказывал, что не по закону — расстреливать вооруженного преступника на месте преступления. Почему-то ни один Гоцман не заступился за сотни тысяч несчастных, которых эшелонами везли в колымские лагеря (В том числе и с подачи Гоцмана!), ни один не озаботился судьбой тех, кто стал жертвой одесских блатарей!

Разумеется, эта история не более, чем легенда. Красивая, романтичная, но — легенда. Вряд ли власть позволила кому, хотя бы даже самому Жукову, уничтожать криминальный элемент, свою опору. К тому же, не совсем понятно, почему сам Жуков занимался вопросами правопорядка в городе. Есть комендатура, есть НКВД, милиция… Непонятно также, отчего это Жуков попал в опалу буквально сразу же, после триумфального окончания войны. Не передергивает ли здесь факты автор сценария?

Конечно, никакой ликвидации на самом деле не было, и быть не могло, никто не грабил склады, и Жуков никого не приказывал расстреливать. Но надо было показать, что еврей на порядок выше тупого русского солдафона, вот авторы и прибегли к такой неуклюжей метафоре. Оставим это на их совести, в конце концов, разговоры о «русском фашизме» начались на нашем телевидении не вчера, они идут уже без малого двадцать лет. И каждый спешит отметиться!..

Так уж получилось, что я вначале посмотрел телесериал, переполненный рекламой, затем посмотрел фильм на ДВД, а уж затем прочитал книгу с одноименным названием, написанную по горячим следам буквально на следующий день, после выхода на экраны сериала. И только после прочтения книги картина маслом более-менее вырисовалась, а то многое было не совсем понятно.

Но, поговорим об актерах, имея в виду выражение Фаины Раневской. И в этом сериале действительно, ловишь себя на мысли: «А сегодня актеры играют лучше!»

В центре внимания яркий, неповторимый Владимир Машков, но вот неубедителен он в роли подполковника милиции, ну - не убедителен, и все! Ему больше подошла бы роль уголовника, тем более, что опыт есть. В фильме Павла Чухрая «Вор» он блестяще исполнил роль домушника, прекрасно сыграл террориста и в фильме Дениса Евстигнеева «Мама». Не хочу утверждать, что он не справился с ролью Гоцмана, скорее всего, исполнил то, что требовал от него режиссер. Эта трехдневная свинячья щетина на лице, эти повадки уголовника, этот жаргон!.. Вряд ли такими были сотрудники милиции в те времена. Но если иметь в виду, что актер Машков весьма востребован в Голливуде, сегодня он снимается там в двух фильмах сразу, то все стает на свои места. Несмотря на мощную актерскую школу, которую он прошел в театре-студии МХАТа, у Табакова и других блистательных мастеров сцены, примитивизм Голливуда свой отпечаток все же на актера наложил.

Не очень убедителен и Владимир Меньшов в роли маршала Жукова. Этакий местечковый диктатор, барин-самодур, на всех орет, ни с чьим мнением не считается... Даже когда купается в море, вдоль побережья шпалерами выстраиваются офицеры не то охрана, не то почетный караул. Господь Бог, который одним движением бровей мог низвергнуть любого (в том числе и Гоцмана!) в преисподнюю, и точно так же его оттуда вытащить. А это его истерика!.. И полная беспомощность военачальника, победившего самую сильную армию мира, перед одесскими урками…

Даже внешне еврей Гоцман выгодно отличается от русского Жукова: стройный, подтянутый, сильный. Как разнится его голый торс рельефными мышцами от дряблого, обрюзгшего тела Маршала Победы!..

Блестяще сыграл свою роль Михаил Пореченков, просто блестяще! Выше всяких похвал актерская работа Сергея Маковецкого (что значит уроженец города Киева, города муз!), вот уж поистине актер от Бога! Да и другие: Светлана Крючкова, Александр Семчев [1], Константин Лавроненко…

Следует сказать отдельно об одесском жаргоне, которым переполнен сериал. Он, конечно, колоритный, но похоже, автор сценария Алексей Поярков несколько перестарался: надергал несколько фраз из Бабеля, размешал это слышанным кем-то когда-то, и получилась… такая белиберда! Авторы, очевидно, убеждены, что воссоздали атмосферу послевоенной Одессы, напичкав диалоги истинно «одесскими» (по их мнению) фразами: «Та не тяни кота за все подробности!»; «Закрой свой рот с той стороны!»; «Я что-то плохо не понял!»; «Это тот Саня, за которого я думаю?» и тому подобное. Напоминает псевдонародный язык одного писателя: «Айда с андалой на елань поелозить!» (Пойдем с дружком на лужок погулять).

«Одесский» жаргон Алексея Пояркова мало того, что весьма сомнителен сам по себе, он еще создает определенные трудности для понимания. Зритель вынужден, что называется, на ходу переводить с одесского на русский, и от этого теряется свежесть восприятия, целостность нарисованной картины. Хоть она и – маслом! Достаточно было бы вложить этот колоритный стиль в уста тети Песи (Светлана Крючкова) и ее глуповатого сыночка Эмика (Александр Семчев [1]), и зритель уже видел бы перед собой Одессу, так ведь нет: все персонажи говорят на каком-то ужасном наречии, какими-то экивоками и недомолвками, оставляя зрителя в растерянности. И пока он обдумывал, вникал в смысл очередного перла, сюжет уже ушел дальше… Как же был прав Максим Горький, когда утверждал, что писать надо по-русски, а не по-талдомски, не по-владимирски!.. И не по-одесски!

В диалогах постоянно звучит слово «шо» (искаженное украинское «що» – русское «что»). Персонажи фильма так старательно «шокают» - слух режет. Так не говорили и не говорят в Одессе! Послушайте Жванецкого! Вот – настоящий одессит, и он тоже говорит «шо», но у него это получается естественно, органично.

А еще герои фильма говорят «тудой», «сюдой». Имея в виду «здесь» или «там». Так в Одессе тоже не говорят, это жаргон кировоградских таксистов: «поедете тудой и выедете на…», то есть, поедете по той стороне, в том направлении. Герой же фильма говорит: «Потом я прибежал сюдой» (в смысле – сюда). Или: «А теперь сюдой гляди». Бред! Не «сюдой гляди» говорят в Одессе, а «сюда гляди»! Такое впечатление, что авторы слышали звон, да не поняли, где он. Хотя утверждают, что брали уроки у настоящих одесситов... Ну, уж не знаю, у каких одесситов они научились говорить «тудой-сюдой»! Странно, что и киевлянин Маковецкий не подсказал – как надо!

Дядя Ешта (Виктор Соловьев), старый вор, говорит Гоцману: «Когда надо было надрать фашисту задницу…». Так не говорили в Одессе, и уж тем более – блатные. Слово «задница» в чести у американцев, наши блатные его стараются не упоминать…Очевидно, Машков привез эту фразу из Голливуда.

Кстати и «волына» тогда не говорили ни в Одессе, ни в стране. Пистолет называли «шпалер», на худой конец - «пушка».

Мишка Карась пожелал «сфоткаться» с маршалом Жуковым. Это уже новое выражение, «сфоткаться», так не говорили в то время, это выражение пришло в нашу жизнь с приходом на рынок фотоаппаратов-«мыльниц». А когда Мишка «увел» у маршала часы, тот так растрогался, что тут же подарил их воришке. Боролся с преступностью, требовал «порядка в Одессе» и тут же поощрил малолетнего преступника. Где логика? Нет логики!

Мелочи, конечно, но из-за таких мелочей теряется историческая достоверность картины. В кино мелочей не бывает, особенно, если это кино на исторические темы. Посмотрите, как тщательно подходили к съемкам старые советские режиссеры! Как подбирали актеров, натуру, одежду, как работали над внешним обликом актера!… Сергей Герасимов во время съемок «Тихого Дона» даже послал главных героев работать на скотном дворе, чтобы у них огрубели руки, и они приобрели вид настоящих сельских жителей.

Кстати, в отношение «Тихого Дона» не скажешь словами Раневской! Там-то уж артисты играли блестяще всегда, хоть сто раз смотрите!

Конвой в тюрьме, куда повели попавшего в опалу Гоцмана, вооружен автоматами. Это неверно, ни в одной стране внутри тюрьмы оружие не носят, ведь уголовники могут напасть и отобрать. Если бы его вел безоружный надзиратель, мы что - не поняли бы, что это тюрьма?

Что еще хотелось бы отметить, на мой взгляд негативное, так это отношение создателей фильма к одесским уголовникам. С каким теплом, с какой симпатией, с каким восторгом изображены все эти налетчики, «мокрушники» и «щипачи»! А уж матерый и благороднейший преступник Чекан (Константин Лавроненко)! Отважный, дерзкий, бесстрашный, хладнокровный. А как трепетно любит свою «маруху», тоже воровку, Иду (Ксения Раппопорт)! И как подчеркивает эту воровскую нежность, ее трагизм и безысходность великолепная музыка Энри Лолашвили!

Посмотрите, как он пришел к ней, израненный, снял рубаху, и как она прижалась губами к этой окровавленной рубахе!.. А как он ел? Как он ел!.. Угрюмо, не поднимая глаз, медленно жевал, двигая челюстью, словно заморенный бык на лежке. И как смотрела на него Ида!

Это ел не бандит! Это ел мужчина, воин! Он пришел к родному очагу после тяжелой и опасной работы, после ратного труда, после битвы, пришел к своей женщине победителем! Это Штирлиц устало хлебал наваристый борщ! Это комиссар Катаньи. Это… кто там у американцев? Лейтенант Коломбо? Вроде бы мелковат… Ах, да, это же Крепкий Орешек! Это Чак Норрис, рыцарь Хьюстона!..

Каким упреком не только Гоцману, но и всем нам звучат слова хромого фронтовика, который хоронит своего сына-бандита, убитого «русскими фашистами»: «За что же его так, как собаку! Не по закону!» (А они нас грабили и убивали — по закону?). «Руки я тебе не подам, и не протягивай!» – грозит хромой, и эти слова, похоже, действуют на Гоцмана гораздо более угнетающе, чем вся криминальная обстановка Одессы.

Голос за кадром (Владимир Юматов) беспристрастно сообщает, что «Одесса каждый день хоронила своих убитых». А на экране бесконечные похоронные процессии, простые, грубо сколоченные из неструганных досок гробы... Наверное, в свете нынешнего безудержного шельмования Советской власти и сталинизма, эти отстрелянные одесские блатные и есть жертвы сталинских репрессий? И рефреном к этим словам звучит трагическая музыка Лолашвили (Ох уж, эти русские фашисты!). И даже мудрый дядя Ешта, старый вор, сосед Гоцмана, грузит телегу, навострил лыжи из родного города: «Плохо стало в Одессе!».

Плохо - кому? И с кем же, в конце-то концов, вы, нынешние мастера культуры? С одесскими ворами, с «блатняком», или с теми, кто им противостоит? Я что-то на протяжении всего фильма не заметил ни капли сочувствия к жертвам преступного мира. Может, невнимательно смотрел?..

Хромой фронтовик, в конце концов, отомстил за смерть своего сына-бандита, зарезав одного из разведчиков. И даже прятаться не стал, сдался властям. Дальнейшую его судьбу нетрудно домыслить: сизо, суд, тюрьма и этап на Колыму. Еще одна жертва в длинном многомиллионном списке репрессированных Сталиным!.. Ничего, старик, не отчаивайся, мы, потомки, предъявим счет тирану!..

Концовка всей этой эпопеи сделана чисто по-голливудски: примитивно, бездарно, скомкано. Такое впечатление, что авторы не знали, не могли придумать — как боле или менее связно закончить сюжет, вот и нагородили… Гоцман в одиночку обезвредил немецкого агента Академика, сделал то, что никак не могли сделать «Смерш», МГБ, фронтовые разведчики и одесская милиция вместе взятые. Напоминает многие американские шедевры, например, такой: террористы захватили линкор, доверху набитый ядерным оружием. Полуторатысячный экипаж судна деморализован и заперт в трюме. В Главном штабе растерянность, никто не знает, как обуздать преступников, никто не может ничего с ними поделать. Вся американская военная мощь бессильна. И тут появляется Стивен Сигал со своими кулаками и быстро наводит порядок. «Хук справа» сделал то, что не могла сделать вся мощь американской армии, с ее суперсовременными технологиями. Наверное, это хорошо и патриотично… Для Америки. У нас же несколько иные понятия.

И только с названием сериала авторы угадали. В самую точку! Это именно ликвидация! Но не та, Жуковская акция в послевоенной Одессе, это состояние нашего кинематографа, нашей литературы, искусства. Это — ликвидация России! Ликвидация всего русского, что еще осталось на одной шестой части суши. Она идет давно, начиная аж с семнадцатого года. И здесь я имею в виду вовсе не ужасы Гражданской войны или послевоенный террор. Геноцид ведь можно проводить не обязательно с помощью виселиц и печей крематория, его можно осуществлять посредством уничтожения культуры, опошления искусства, выхолащивания литературы.

Ну, кому могло прийти в голову, что в России — стране, давшей миру великих художников Шишкина, Айвазовского, Куинджи, Саврасова, — махровым цветом расцветет примитивизм, абстракционизм, а шедеврами живописи станут «черный квадрат» Малевича и митьковская мазня! Кому, и в каком страшном сне могло присниться, что на родине Чайковского, Глинки, Рахманинова появятся такие «композиторы и музыканты», как Цой, Гребенщиков, Кинчев? И не просто появятся, а будут вознесены на самую вершину славы! Среди литераторов самой читающей страны, давшей миру Тургенева, Толстого, Чехова, Бунина, Набокова, появится Довлатов и многочисленные его последователи на «Проза.ру»!

Это — ликвидаторы. Все они: и те, кто уже оставил земную юдоль, и поныне здравствующие, делали и продолжают делать одно общее дело — уничтожать Россию, уничтожать русский народ, даже самое русский дух вытравливать из нашей многострадальной земли. И Сергей Урсуляк своим сериалом тоже внес посильный вклад в общее дело.

…Завершилась последняя серия, отзвучали финальные аккорды музыкального оформления (надо признать, исполненного мастерски!). Кино закончилось.

Ликвидация — продолжается!

Александр Лысенко [2]


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=2392

URLs in this post:

[1] Александр Семчев: http://journalisti.ru/?s=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80+%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%87%D0%B5%D0%B2

[2] Александр Лысенко: http://journalisti.ru/?cat=917

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.