- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Вот таки дела!

Posted By Andrew On 3 Февраль 2011 @ 10:01 In Блог журналиста,Евгений Кудряц,Колонка журналиста,Шоу бизнес | 1 Comment

(Некоторые мысли по поводу кризиса текстов на примере ярких «шедевров» песенного творчества)

Я уверен, что многие потребители эстрадной музыки мало вслушиваются в тексты песен, таким образом, почти не вникая в смысл. Если бы слушатели и зрители хоть раз попытались проанализировать то, что им «впаривают» под видом качественной продукции, то они бы, по крайней мере, ужаснулись.

Песня, как известно, является синтезом мелодии и текста. Иногда композиторы пишут на готовые слова (очень редко используя стихи), но, в основном, используется так называемая «рыба» - на готовую мелодию «лепится» текст. В результате чего перед рифмоплетом возникает довольно сложная задача - «впихнуть» слова в готовую музыкальную оболочку. Из-за этого нередко возникают весьма корявые «мутанты», от которых за версту несет «рыбой». Все, конечно, хорошо помнят песню Стаса Намина «Мы желаем счастья вам». Ее можно рассматривать в качестве классического «рыбного» примера. Привожу одну строчку: «Где подолгу добрую ждём порой мы весть». Думаю, что комментарии не нужны, так как все и так очевидно.

Одной из характерных черт текстов песен является банальность, когда очевидные вещи выдаются за что-то «супер-пупер». Часто можно встретить и тавтологию, которая является «отягащающим» фактором. Например, Леонид Агутин поёт: «Мокрые слёзы». Ему почти что вторит Вячеслав Бутусов. В его случае речь идёт о «мокрых лужах». Так и хочется воскликнуть: «Ребята, раскройте глаза! Что за „мокрые дела“? Где вы видели сухие слёзы или лужи?».

Иногда «имеют место быть» и просто «непонятки». Привожу свежий пример. Группа «Фабрика» поёт: «А мы - такие загораем!». Так и подмывает девчонок спросить: "Это какие - такие? Может, крутые или вообще нагие? Нет ответа! А такой «щедевр» из другого шлягера того же коллектива: «Для того я и живу, чтоб слова тебе сказать!». Какая глубокая мысль! А почему слова, а не абзацы и предложения?

Недавно очень удивил метрдотель нашей эстрады - именинник Андрей Макаревич. Как вы уже догадываетесь, я хочу поговорить о его опусе «Шрам на любимой попе». Давайте оставим за рамками нашего «исследования» тематику и проблематику данной песни. Меня интересует строчка, где Андрей поёт: «... на твоей круглой попе...». Такое анатомическое окрытие «тянет» на Нобелевскую премию по анатомии. Какое тонкое наблюдение! Я всегда был уверен, что попа имеет пирамидальную форму, и вдруг такая сенсация! Советую автору не останавливаться на достигнутом и продолжать анатомические исследования! Но «апофеозом» текстового «беспредела» является строчка из песни Игоря Корнелюка, в которой он «видит город, которого нет». Это до какого состояния нужно было «обкуриться», чтобы такое увидеть!

На «закуску» еще два «перла», которые можно отнести к «непоняткам». Валерия в «Часиках» поёт «...и люби просто так». Дуэт Авраама Руссо и Кристины Орбакайте почти повторяет эту мысль; «Просто любить тебя!». На что это вы, любезные, намекаете? Неужели на продажность любви? Или на то, что есть любовь по расчёту? А может быть просто так ничего не бывает, как остроумно заметил ведущий церемонии «Золотой граммофон» Николай Фоменко?

Возможно, что читателям покажется, что я раздуваю «из мухи слона», но не слишком ли мы беззаботно даём «сесть себе на шею» халтурщикам, потчующим нас не вполне свежей «рыбой» и получающим за это немалые суммы?
Недавно перечитал эту статью и понял, что пришло время пополнить коллекцию «перлов». Перед Новым Годом услышал новую песню в исполении Марка Тишмана:

«Говорю со стрелами по ночам...»

Это до какого состояния нужно было довести молодого исполнителя, чтоб он начал разговаривать с предметами:).
leps_piechaСлушаю дуэт Григория Лепса и Стаса Пьехи и вдруг с интересом слышу такое сочетание: «тело смелое». Сможет ли мне кто-нибудь объяснить, как тело может быть смелым? У певиц Алсу и Ротару есть большие проблемы с зимой. Слушаем версию Алсу:

Если ты меня не услышишь -

Значит наступила зима!

Если я к тебе не вернулась -

Значит наступила зима!

Я наивно полагал, что зима наступает каждый год 1-го декабря, независимо от того, услышал кто-либо Алсу, вернулось ли кому-то Алсу или нет. Теперь послушаем Софью Михайловну: А белая зима началась внезапно.

Вышла и метёт, метёт, метёт.

Что значит - внезапно? Повторяю: зима всегда начинается в одно и тоже время, хотим ли мы этого или нет!:).

Не прощаюсь, в ожидании новых перлов!

Евгений Кудряц


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=23706

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.