- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Наши нефтяники и не наша нефть

Posted By Andrew On 3 Ноябрь 2010 @ 23:46 In Блог журналиста,Колонка журналиста,Роман Зиякаев | No Comments

Общий трудовой стаж елабужанина Хамита Ханнанова 47 лет. Из них 36 лет (с 1970 по 2006 годы) отдано добыче нефти в Татарстане. Сегодня наша беседа с известным в Елабуге буровиком. В народе и разведчиков недр, и добытчиков называют одинаково - нефтяники.

Начал работать Хамит еще в юности на разработке целины, в 17 лет он уже стал трактористом. После трехлетней службы в армии Хамит устроился на работу в Елабужское управление буровых работ. Его трудовая деятельность пришлась на самый сильный расцвет и рост освоения «неистощимых», как раньше думали, недр земли.

Я проработал вместе с Хамитом в одной бригаде более двух лет - он был бурильщиком, я - помощником бурильщика. Сначала я терялся от трудностей этой профессии: от большой физической нагрузки и длительности трудового дня; от фонтанирующей, брызгающей на руки, в лицо нефти; от тяжелого (при любой погоде) кочевого образа жизни, связанного с необходимостью зимой и летом менять место трудовой стоянки, ютясь в небольших переездных вагончиках на колесах.

Рассказываю о своих ощущениях, потому что условия работы, связанные с разведкой нефти, которые пришлись на его молодость, были намного тяжелее! Сейчас при бурении или при восстановлении готовой скважины при утечке нефти привозят готовый бурильный раствор, раньше же замешивать этот раствор приходилось вручную, перетаскав перед этим мешки с цементом на своих плечах, в общей сложности по нескольку десятков тонн!

На мой вопрос, что бывший разведчик недр может рассказать о себе и о своей работе, он ответил: "Раньше точностью и серьезностью по отношению к работе отличались не только рабочие, но и начальники, инженеры, мастера. Сейчас многое из четкой организации труда исчезло, например, бульдозер могут прислать не на ту скважину, где его ждут.

Впервые в мире(!) именно в Татарии была придумана технология перевозки неразобранных буровых вышек, целиком, как бы «стоя». «Их тащили бульдозерами и другой техникой, экономя на разборке и сборке одной такой буровой вышки целый месяц. Перетащив с одного места на другое, тут же приступали к работе и были этим счастливы», - рассказал мой старший друг.

- Вы были счастливы. Но неужели не встречались тогда в жизни с подлостью и лицемерием? Ведь те времена сегодня не хвалят. Говорят, за опоздание на работу, за пролитый керосин, случайно оборванный электропровод можно было и в тюрьму угодить.

- Много всего было! Вспоминаю, когда отец ушел на фронт, а я был еще маленький, мы сильно голодали. Часто ели лебеду, спасала еще рыбы из Камы, но ее было мало. У нас в семье была корова, но ее нельзя было выгнать в поле покормиться - власти запрещали, нужно было покупать у государства пай земли с травой.

Позже, во времена Хрущева, к людям в дом приходили члены госкомиссии, которые вели подсчет всего, что есть на участке, включая яблони, кур, гусей, козлят. С каждой коровы, к примеру, определенную часть молока надо было сдать государству.

- А что вы знаете о своих предках, я слышал вам, есть что рассказать о них.

- Мой дед до революции был купцом средней руки, после 1917 года его раскулачили. Он был очень волевой человек. Мало того, что всегда был против коммунистов и не разделял их точку зрения, он не пустил своего сына воевать в Красную Армию, хотя тот рвался именно туда, к моему дяде. Он (полковник Тукманов) в то время командовал известным Луганским полком у Ворошилова. Мой другой дядя, полковник Ханнанов, воевал у красного командира Азина, командуя подразделением татарских добровольцев. Дед понял, что сын не желает принимать уговоров отца не идти на братоубийственную войну и готов влиться в полки под командованием своих близких родственников. Тогда он решил тайно нанять мужиков из соседней деревни, чтобы они избили его, переломав руки и ноги. И, конечно, тот уже не мог пойти на фронт!

- А как в дальнейшем сложилась судьба этого парня?

- Все было нормально, переломы зажили, и он действительно оставил свою затею идти воевать и жил нормальной жизнью, трудился. Правда, когда дожил до пенсионного возраста и обнаружилось, что потеряны документы (тогда компьютеров не было), долго не получал пенсию. Помогли родные из Москвы - писали, делали запросы в архивы. Оказалось, что все это время его трудовую пенсию получал кто-то другой. Но потом ему все восстановили. Вот такие напасти и тогда, да и сейчас не редкость.

- А какой вы видите выход из наших напастей? Неужели в России, в Татарстане такие плохие люди, что мы так плохо живем?

- Не знаю, плохие они или нет, но ни в правительстве, ни в народе большого ума я не вижу. Как говорится, если ты такой умный, почему такой бедный? Я сам ветеран труда, имею медали, множество грамот, много трудился, а что из этого вышло? И то еще на фоне, скажем, тех же бюджетников, мы, буровики и нефтяники, считались высокооплачиваемой элитой.

Считаю, самое главное для нашей страны - это поднять сельское хозяйство. Вот тогда народ сможет почувствовать себя действительно хозяином.

- Связать судьбу страны с сельским хозяйством, может быть, так, как это было сделано, например, в Канаде с их земельной аграрной реформой?

- Нужно «дать людям фору». Не обкладывать непосильными налогами желающих работать и жить на земле, дать время для их становления, тогда и появятся у нас собственные продукты, и мы не будем вынуждены покупать их за рубежом. У нас второе место в мире по лесным богатствам, но мы его неправильно используем, у нас столько рек, морей и океанов - и там такая же история.
Я сам никогда не вступал в компартию, не верил в «высокие» речи секретарей ЦК КПСС. Нужно убирать старых политиков, бывших коммунистов, они уже не могут и не хотят меняться, поменять свое мировоззрение, а правят по старинке - власть закрыта от нужд своего народа. Нужно ставить на их места молодых. Наверно, это единственный выход. К примеру, много говорили о нашей нефти. А много ль народ получил от нее? Барыши получают те, кто ее за рубеж гонит.

- А культура, религия могут воздействовать положительно на умы и сердца людей?

- Наверное, могут, надо пробовать и искать пути выхода из тупиков, пусть даже ошибаться, но идти вперед. Конечно, это как в бурении: никогда на 100 процентов не знаешь, к чему придешь, но и стоять на месте нельзя - быстро зарастешь сорняками.

Автор: Роман Зиякаев


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=23354

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.