- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Обитель многострадального российского кино

Posted By Andrew On 15 Сентябрь 2010 @ 22:03 In Андрей Питерский,Блог журналиста,Кино,Колонка журналиста,Рецензия | No Comments

На днях мне посоветовали посмотреть 2-серийный российский фильм «Обитель» — вообще-то, премьера его состоялась 16 апреля на НТВ, но в тот день я был занят, и глянуть новинку нашего кино решился лишь спустя несколько дней. Перед просмотром мой приятель Паша уведомил, что фильм хоть и слабенький, местами наивный, но снят по мотивам реального уголовного дела маньяка-воспитателя Крюкова. А это меня не могло не заинтересовать.

В 90-х об этой истории мало кто не слышал. Дмитрий Крюков после окончания педагогического института устроился в один из подмосковных детдомов, но проработал там недолго — в 1990 году у него случился конфликт с администрацией, и он уволился. Вместе с ним из детдома ушли восемь его воспитанников, считавшихся до прихода Крюкова безнадежными, однако впоследствии сделавших значительные успехи. Поначалу Крюков вместе с детьми обитал у себя дома, а потом власти и спонсоры выделили ему деньги и здание под первый в России частный детский дом, названный впоследствии красивым импортным словцом «Омега». С этого всё и началось...

Летом 1998 года в районе «Омеги» произошел ряд зверских убийств. В их совершении подозревался Крюков, но никаких улик, подтверждающих это, не было обнаружено. В то же время в милицию пришла анонимка от кого-то из воспитанников «Омеги», но установить авторство на тот момент не удалось. В анонимке сообщалось, что Крюков регулярно истязает своих воспитанников и собирается совершить убийство некоего Мишеля. Наблюдение за детдомом «Омега» дало любопытные результаты — Крюков учил своих воспитанников обращаться с огнестрельным оружием, рукопашному бою и многому другому. Вскоре сотрудники наружного наблюдения стали свидетелями репетиции какого-то похищения, которое должно было произойти в аэропорту «Шереметьево-2», причем сообщниками Крюкова являлись его собственные ученики. Выяснили, что вскоре должна прилететь гражданка Франции Сисиль Ланкофф, которая являлась главным спонсором «Омеги». Ее российский представитель заявил, что Крюков замечен в финансовых нарушениях, и что Ланкофф прибудет не одна, а со своим малолетним сыном Мишелем.

Вскоре в милицию поступил звонок, что одна из воспитанниц «Омеги» по имени Татьяна пропала, но Крюков отказался признать это. Вскоре выяснилось — именно Татьяна была автором анонимки, с которой и началось расследование.

Ранним утром 20 августа 1998 года Крюков был арестован. У него изъяли обрез охотничьего ружья, массу оккультной литературы, разнообразные предметы сектантского назначения. В подвале обнаружили кровь, принадлежавшую Татьяне. Неожиданно во время ареста на защиту Крюкова встали несколько его учеников. Один из них, вооружённый бейсбольной битой, даже напал на сотрудника милиции. Через неделю в милицию пришла Татьяна, сумевшая сбежать от Крюкова. Выяснилось: узнав об анонимке, воспитатель бил её и обстреливал из пневматического оружия. Психиатрическая экспертиза обнаружила у Крюкова шизофрению мозаичного типа, и его отправили в спецлечебницу закрытого типа. На суде воспитанники во всеуслышание заявили о том, что его их бывшего учителя выпустят, они сами убьют его. Дело имело большой резонанс, а в 1999 году даже было отражено в документальном фильме «В сетях дьявола» из цикла «Криминальная Россия».

История эта приглянулась и создателям игрового кино, но насколько удалась ее адаптация — судить зрителям и кинокритикам, но те вряд ли стали бы тратить время на это кино. Потому что кино получилось плохое.

В подробностях описывать его не очень-то хочется, но, что поделать — аргументировать свою точку зрения необходимо. Что касается создателей фильма, то, мне кажется, что они взялись не за свое дело. Конечно, надо отдать должное за неплохую детективную линию в фильме, и за то, что они, судя по всему, знакомились с реальным делом. Но завоевать популярность фильма благодаря подобному пересказу реальной душещипательной истории, естественно, не удалось. Первое, что бросается в глаза — оперативный уполномоченный необычно представляется. Помните «Улицы разбитых фонарей»? Главный герой представляется там всегда: «Капитан Ларин, уголовный розыск». В «Обителе» герой-оперативник почему-то настолько не любит свое воинское звание, что представляется всем по имени-фамилии. Особенно глупо это выглядит, когда он звонит потерпевшему и говорит: «Здравствуйте, беспокоит Сергей Гурьев».

Полно в фильме фантастических моментов. Особенно в эпизоде, когда опер ранил главного героя — воспитателя-садиста Строева — из пистолета Макарова в плечо, а тот даже не шелохнулся. Похоже, в отечественном кино появился достойный конкурент Амбалу, герою Виктора Сухорукова из фильма «Антикиллер», который не чувствует боли и которому всегда четырнадцать. Но нашему герою отнюдь не 14, мыслит он трезво, а вот создатели этой киноленты, похоже, действительно ровесники Амбалу. В пресс-релизе «Обителя», который «нтвшники» рассылали перед премьерой во все мыслимые и немыслимые СМИ, сказано, что действие этого 2-серийного триллера происходит в «90-е годы, переломный момент в истории России». Но как тогда можно объяснить то, что герои постоянно пользуются мобильными телефонами, а у одной девушки даже был замечен iPhone? Как можно объяснить то, что персонажи записывают пытки на миниатюрные видеокамеры, а потом распространяют их не на видеокассетах, а на неслыханных в 90-е DVD-дисках? Как можно объяснить то, что силовые структуры и скорая помощь разъезжают на «Соболях-Баргузинах», а воспитатель Строев пишет заявление об уходе из детдома, датировав его 2009-м годом? Ответов нет, одни вопросы...

Фильм изобилует не только фантастическими моментами, но наивно-детскими. В нем просто обязаны присутствовать элементы оправданной жестокости, как, например, в сериале «Гончие», но ничего подобного в фильме о воспитателе-маньяке нет. Так, сцена изнасилования Вали да эпизоды пыток в детдоме. Ну а когда журналистка обнаружила диски с записями и вместо того, чтобы после просмотра первого быстрее бежать оттуда, принялась спокойно смотреть все остальные — это уж верх дурализма! Чем-то она напомнила мне другую наивную героиню наивного российского кино — любовницу Солоника из прошлогоднего фильма «Капкан для киллера».

Подкачали в «Обителе» и картонные актеры, особенно исполнитель роли Строева — Евгений Вакунов. Отрицательный герой должен устрашать, а он какой-то — на грани добра и зла. И актер не играет, а произносит заученный текст. Более-менее приличные актерские работы продемонстрированы только Натальей Лукеичевой (хоть и не идеал, но она сыграла телевизионную ведущую значительно лучше, чем, к примеру, исполнительница роли Светланы Барышниковой в сериале «Тульский — Токарев») и Юлией Учиткиной (исполнительница роли Вали, погибшей в лесу).

В общем, во время просмотра «Обителя» плевался. А сразу после просмотра отошел. Видимо, свою роль, позволившую создать о фильме хоть какое-нибудь впечатление, сыграла финальная песня — «Moscow — Very Dangerous Town» в исполнении группы «Декаданс». За то, что ее включили в фильм, я и благодарен создателям этого «киношедевра»!

Андрей Питерский


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=23169

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.