- Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера. - http://journalisti.ru -

Ментовский конвейер

Posted By Andrew On 16 Февраль 2009 @ 1:09 In Андрей Питерский,Кино,Колонка журналиста | 1 Comment

Менты, похоже, сдаваться не собираются. Я имею в виду сериал с таким названием. За все время существования «Улиц разбитых фонарей» артисты поделились на несколько коллективов, затем кто-то пришел, кто-то ушел, кто-то потерял, кто-то нашел и т. п. Но: интерес к приключениям питерских оперативников не ослабевает и сейчас, когда проекты «Опера» и «Убойная сила» невесть из-за чего закрылись и боевую вахту остались держать лишь одни «Менты» (ну плюс «Литейный, 4», но это немного другое). В начале октября сразу на 4-х (!) центральных каналах в разное время балом правили «Менты», «Опера» и «Убойная сила». Пусть даже в повторах – ничего страшного. На настоящих ментов зритель готов смотреть сколько угодно... Причем премьерный показ осуществляло лишь НТВ. А «Первый», «Россия» и РЕН-ТВ дали возможность зрителям посмотреть старые серии.

Впрочем, если ярые ненавистники ментов с «улиц разбитых фонарей» рвут и мечут, когда же кончится это безумное производство, мы можем спокойно утереть им нос. «НЕ СКОРО!» – отвечают продюсеры «Ментов». «МОЖЕТ И НИКОГДА!»

Нельзя сказать, что новые серии «Улиц...» удачные. Эпизоды, прошедшие осенью на НТВ, смотреть было лениво, но я все-таки посмотрел, чертыхаясь. Трудно поверить в то, что сериал с интересной судьбой, который стал классикой отечественного телевидения буквально после показа первой части (не люблю дурацкое слово «сезон», тем более, когда оно относится к телевизионному сериалу), который начинали замечательные режиссеры Рогожкин, Бортко, Хамраев, Татарский, Бутурлин и Светозаров, превратили в «жвачку». Неужели нельзя набрать грамотных сценаристов среди оперативных и следственных работников? Сейчас сценарии пишут люди, совершенно незнакомые с оперативной работой. Сочиняют какие-то небылицы. Взять, к примеру, сценарии Инны Свеченовской, известной питерской журналистки и писательницы. В одной из серий женщина убила одним ножом, а затем другой измазала кровью и подкинула парню. А как же экспертиза не установила, тем ли орудием было нанесено ранение? Вот он, уровень!

Серии по сценариям Владимира Болучевского ничем не лучше, хотя трудно было поверить в то, что автор замечательных иронических детективов (по которым снят популярный сериал «Двое из ларца») опустился до низкого качества. Режиссеры тоже не радуют. Раньше делали все, чтоб вытянуть серию. Если сценарий подкачивал, режиссер добавлял немного своего. Ныне режиссеры халтурят. Трудно было поверить и в то, что над новыми сериями работали Игорь Москвитин и Виталий Аксенов, которые сняли блестящие эпизоды первого сезона: «Высокое напряжение», «Охота на крыс», «Погоня за призраком» и «Дело репортера»...

Если в 8-м сезоне меня радовала одна серия («Иголка в стоге сена» режиссера Бориса Горлова), то в 9-м – ноль! Ни одной удачной серии. Если раньше я ждал приключений питерских сыщиков с нетерпением и сериалы смотрел о них с удовольствием, то теперь от этого удовольствия остался плевок на экране телевизора. Андрей Тумаркин с Павлом Захаровым, сценаристы, на которых буквально держался сериал последние сезоны, тоже подкачали в новом сезоне: в их серии «Контрольный выстрел» сюжет наивен до одури. И это несмотря на то, что последний из сценаристов долгое время работал в милиции. Вообще в 9-м сезоне одна бытовуха какая-то мрачная расследуется, скучно до обиды. Экшн-сцены только неплохо сделаны, особенно в сериях «Гиблое место», «Криминальные любовники», «Адреналин» и «Контрольный выстрел». Но, если вспомнить, в классических эпизодах фильма («Попутчики», «Страховочный вариант», «Кошмар на улице Стачек») экшном даже и не пахнет. Если раньше взялся серию смотреть, то не оторвешься, даже рекламу проклинаешь. А сейчас лишь бы досмотреть до конца эти чудеса из «убойного» отдела... Хотя, впрочем, одну более-менее приличную серию назвать можно: это – «Напарник». Но по сути там никакого лихо закрученного сюжета нет, это, скорее, история людей разных «правд жизни», соединенных общим делом. Надо отдать должное триумфально вернувшемуся на экраны актеры Геннадию Свирю, известному по сериалу «Дорожный патруль» и фильму «Перекресток», за мастерски воплощенный на экране образ капитана милиции Игоря Лебедева. Жаль, что его герой продержался на «Улицах разбитых фонарей» всего лишь одну серию: на мой взгляд он бы вполне мог влиться в «ментовский» коллектив.

Помимо «Напарника» удачных серий в памяти не всплывает. Вовремя, наверно, ушел из «Ментов» самый любимый герой – Казанцев по прозвищу «Казанова» (с момента его исчезновения из сериала прошло десять лет). Но это не значит, что актер Александр Лыков, прославившийся благодаря этой роли, больше не примерит на себя образ мента: в двухсерийном фильме «Трудно быть мачо» Лыков предстанет в образе начальника охраны крупного супермаркета «Планета-Хаус» Вячеслава Чернакова. Кстати, бывшего опера (однако, как гласит народная мудрость, «бывших оперов не бывает...»). Сюжет фильма «Трудно быть мачо» основан на одноименной повести Андрея Кивинова, автора литературной основы «Улиц...» и другого милицейского сериала – «Убойная сила», а режиссером «...мачо» выступает Вячеслав Сорокин, принимавший участие в создании и «Ментов», и «Убойной силы», и «Знатоков», и еще одного сериала о ментах – «Потерявшие солнце...». В другом проекте – 12-серийном детективе «Версия» – Лыков играет дотошного и принципиального следователя прокуратуры Александра Жельвиса, который, в отличие от многих своих коллег, работает не для показателей, а на результат.

По словам Александра Лыкова, его новые герои мало чем будут напоминать капитана Казанцева. Связывать Казанову и новых героев Лыкова будут лишь основные черты характера каждого советского милиционера – честность, благородство и неподкупность...

Интересные моменты из истории сериала «Улицы разбитых фонарей»:

• Съемки начались 25 октября 1995 года. Первая серия фильма называлась «Кошмар на улице С.»

• Премьерный показ сериала состоялся 4 января 1998 года на телеканале ТНТ

• В начале 1999 года проект покинул один из ведущих актеров – Александр Лыков. Его герой – лихой мент Казанова – продержался на «улицах разбитых фонарей» всего лишь один телевизионный сезон

• В мае 1999 года сериал «Улицы разбитых фонарей» завоевал две премии «ТЭФИ» в номинациях: «лучший телепроект года» и «лучший художественный телесериал»

• В начале 2000-го на ОРТ показали «клон» «Ментов» – сериал «Убойная сила», полюбившийся зрителям еще больше, чем «Улицы разбитых фонарей»

• В июне 2002 года была отснята 100-я серия «Улиц разбитых фонарей» – «Настройщик»

• Раскол на «ментов» и «оперов» произошел в конце 2003 года

• В марте 2004 года скончался «папа» ментов – продюсер Александр Капица

• Осенью 2004 года на российском телевидении состоялись премьеры «Ментов» с обновленным актерским составом и вновь созданного проекта «Опера»

• В 2005 году были отсняты последние серии «Убойной силы», после чего проект благополучно закрылся

• В 2006 году проект «Улицы разбитых фонарей» попал в Книгу Рекордов Гиннеса как самый продолжительный российский сериал

• В 2007 году закрылся сериал «Опера». Все актеры перешли в новый проект – «Литейный, 4»...

Андрей Питерский [1]


Article printed from Журналисты.Ру — публикации статей, рецензии, проба пера.: http://journalisti.ru

URL to article: http://journalisti.ru/?p=1958

URLs in this post:

[1] Андрей Питерский: http://journalisti.ru/?cat=524

Копирайт © 2009 Журналисты.Ру. Все права зарезервированы.